Мария Салихова
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию. «Путешествие к Славянам. Быт и ремёсла»
▼ Скачать +Заказ
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию. "Путешествие к Славянам. Быт и ремёсла"
Цель:
Приобщать детей к социокультурным и духовно-нравственным ценностям. Формировать представление детей о традициях русского народа, быте русской избы. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.
Образовательные:
- формировать представления о русском быте в старину.
- расширять и активизировать словарный запас;
Развивающие:
Публикация «Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию, „Путешествие к Славянам, Быт и ремёсла“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- развивать связную речь;
- развивать воображение, наблюдательность, мыслительную активность, педагогом.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, умение слушать рассказы воспитателя;
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Задачи:
Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха).
Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.
Образовательная область «Речевое развитие»:
Задачи:
Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков (самовар, ухват, чугун, сарафан, прялка, сундук, видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Задачи: Развивать творчество детей.
Оборудование: Обстановка славянской избы, домашняя утварь, славянский костюм. Проектор, ноутбук.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы).
2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам. Знакомство с ремёслами.
3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта на липучках.
Ход занятия.
Орг. момент.
Коммуникативная игра.
-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Вос-ль: Скажем «Здравствуйте» руками,
Скажем «Здравствуйте» глазами,
Скажем «Здравствуйте» мы ртом.
Станет радостно кругом!
-Ребята, скажите, а почему я сегодня так интересно одета? (Воспитатель одет в славянский костюм). Сегодня мы с вами отправимся в невероятное путешествие в старину, к славянам и мне бы очень хотелось вам о многом рассказать. Ребята, а вы знаете, кто такие славяне? (Ответы детей)
Восп-ль:
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные!
Древляне, русичи, поляне…
Потом назвали всех – славяне.
Хоть мы зовемся россияне,
Но издревле мы есть – славяне!
Славяне, ребята, были наши предками и жили еще задолго до нас с вами. А вы хотели бы узнать как они жили? Чем занимались? Давайте пройдем на свои места.
-Давайте закроем глаза и начнём наше путешествие. (Дети закрывают глаза, воспитатель включает проектор).
Слайд 2.
-Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. А еще их называли срубами, потому, что их рубили топорами.
Слайд 3.
-Войдя в избу, на что вы обратили внимание в первую очередь?
Ответы детей. –на печь.
Восп-ль: Правильно, войдя в избу в первую очередь вы обратили внимание на печь, она занимает много места, печь главная в избе.
Восп-ль: А для чего нужна печь?
Ответы детей: Она обогревала избу, на ней грели воду, готовили еду, сушили одежду.
Восп-ль: Обратите внимание, что стоит у печи?
Ответы детей. Кочерга, ухват, чугунок.
Как вы думаете, зачем нужен чугунок?
Ответы детей -В чугуне варили щи, кашу и многое другое.
Восп-ль: А как же доставали чугун из печи он же горячий?
Ответы детей. Ухват.
Восп-ль: Правильно для этого предназначен ухват.
Слайд 4.
Восп-ль обращает внимание детей на стол, а почему он такой большой?
Дети: Потому что в старину семьи были большие, рассаживались за столом на лавках. На лавках не только сидели, но и спали ночью.
Восп-ль; А что стоит на столе?
Восп-ль; Правильно, самовар в котором кипятили воду и всей семьей пили чай.
Ребёнок:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Слайд 5.
Восп-ль: Дети, а кто знает, что это за предмет?
Ответы детей: Это прялка. На ней пряли пряжу.
Женские руки к ней прикасались,
Пряжу крутили, веретено.
Прабабушки наши пряли, старались,
Чтобы красивым соткать полотно.
Слайд 6.
Следующий предмет сундук. Кто знает, и расскажет нам о нем. Что может лежать в нем? (Ответы детей)
Восп-ль: Правильно. Одежда, полотенце (раньше их называли рушники, постельное белье, сарафаны, рубахи, украшения.
Хозяйка открывает сундук и показывает, что в нем лежит. Слайд 7.
Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных вещей хранится в нем.
Физминутка:
(под музыку)
Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки.
На ногах сапожки
Топают матрешки,
Вправо, влево наклонились,
Всем гостям мы поклонились.
Девчонки озорные,
Матрёшки расписные.
(Возвращаются на места, на слайде картинка пахаря и пословица "Хлеб всему голова")
Восп-ль: А теперь давайте познакомимся с ремеслами наших предков.
Слайд 8. (пахарь).
- «Хлеб всему голова»
Восп-ль: А теперь давайте познакомимся с ремеслами наших предков.
Слайд 8. (пахарь).
- «Хлеб всему голова»
- О чем эта пословица?
Дети:- Эта пословица о хлебе.
Восп-ль: - Чтобы вырастить хлеб нужно сначала вспахать землю. Кто пахал землю?
Дети: - Землю пахал пахарь (возможно дети скажут человек, тогда хозяюшка сообщает что этого человека называют - пахарь)
Восп-ль: Кроме хлеба на столе у славян было: мясо, ягоды, грибы. Как же они попадали на стол?
Дети: - Славяне ходили в лес, охотились на зверей.
Восп-ль: - Как называли славян, которые охотились на зверей?
Дети: - Их называли охотниками.
Слайд 9. (охотник.)
Восп-ль: - У охотника были: острый нож, стрелы с металлическими наконечникам. Были семьи, которые занимались этим ремеслом.
-Восп-ль: Кто же ковал охотникам эти металлические предметы?
Дети: - Металлические предметы для охотников ковали кузнецы…
Слайд 10. (кузнец.)
В славянской семье, этим ремеслом занимались только мужчины. Кузнечное ремесло считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец должен быть сильным, чтобы держать тяжелый молот, как богатырь.
Слайд 11.
Хозяюшка обращает внимание детей на посуду в избе.
Восп-ль: - Ребята, а как вы думаете, из чего сделана эта посуда?
Дети: - Миска сделана из глины.
Восп-ль: А кто ее сделал вы знаете? Слайд 12.
Дети: Гончар.
Восп-ль: - Правильно. Гончары лепили из глины миски, кувшины, горшки на гончарном круге, а затем обжигали их в горячей печи. Многие славянские семьи занимались этим ремеслом.
Слайд 13. (ткачиха.)
Восп-ль:- А были семьи, которые занимались ткачеством. На ткацком станке из нитей ткали холсты, старинный ткацкий станок назывался «кросна».
Слайд 14.
Посмотрите, какие замечательные коврики в нашей избе. Их соткали ткачихи.
Восп-ль: А теперь, когда мы познакомились с бытом и ремёслами славян, предлагаю поиграть!
Игра «Ручеёк»
Игра «Обустройство избы». Детям представлен макет избы, они должны прикрепить к макету мебель и предметы быта, о которых говорилось в ходе занятия.
Итог занятия: Восп-ль предлагает вспомнить: - Что нового узнали о жизни славян?
Дети: - Славяне жили большими семьями, и каждая семья занималась своим ремеслом.
Восп-ль: - Названия каких ремесел вы теперь знаете?
Дети: - Пахарь, охотник, кузнец, ткачиха, гончар.
Хозяюшка: - Славянские семьи были очень большие и дружные. Мы сегодня вспомнили, где и как они жили и познакомились с их ремеслами. Дети награждаются памятными славянскими монетами.