Елена Швецова
Занятие «Кукла Конь» в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная»
▼ Скачать
Занятие по изготовлению тряпичной куклы «Конь».
Задачи. Познакомить с историей, традициями и бытом кубанских казаков. Развивать у детей интерес к традициям и обычаям народа Кубани. Знакомить детей с народным фольклором: поговорками, пословицами, песнями, играми, стихами, приобщать их к народной культуре. Познакомить детей с русской старинной игрушкой – тряпичной куклой «Конь». Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя. Развивать умение подражать народным мастерам. Научить мастерить традиционную тряпичную куклу «Конь» бесшовным способом.
Публикация «Занятие „Кукла Конь“ в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности „Кукла моя изначальная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Темочки
Продолжать формировать трудовые навыки (операции) – складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь и уважение к традициям русского народа, к русской народной игрушке. Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам.
Технологическая карта. Тряпичная кукла «Конь» в наглядно-методическом пособии для старшей группы.
Информация для педагога и родителей.
Воспитание мальчика в семье казака было подчиненно воспитанию воина. Так, с момента рождения малыш был окружен вниманием казаков, заботой о том, чтобы вырастить из него казака – защитника Отечества, патриота Родины. Казак рождался воином. В семье его не называли мальчиком, а непременно казаком, казачьим сыном. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному.
Особое, почетное место в домашнем хозяйстве занимала лошадь, так как у казака она была главным животным. Казаки говорили, что конь и человек должны любить друг друга. Они не просто друзья, но товарищи по оружию. И жизнь одного зависит от жизни другого. У каждого казака была памятка о том, как необходимо обращаться с лошадью.
Коня и казака не разделяют,
Вместе живут и вместе умирают.
Казачка коня к казаку подводила
И тихо ему пред войной говорила:
«На этом коне уезжаешь, казак,
На этом коне и домой возвращайся,
поступить ты иначе не можешь никак!
Он твоего отца родного
Носил в огонь и из огня.
Конь боевой всего дороже,
И ты, родной, им дорожи.
И лучше сам ты ешь похуже,
Коня же в холе содержи!».
- В три года маленькие казачата свободно сидели на лошади;
- в десять лет подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном дежурстве;
- в двенадцать лет они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь;
- 14-15 летние подростки могли джигитовать, то есть преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь;
- с 17 лет казак назывался малолетка. Начинались скачки, стрельба в цель на скаку, рубка – то есть ученье воинскому делу.
- в 19 лет казак приводился к присяге на верность службе.
Соревнования на конях у казаков сводились к нескольким видам – борьба между седоками, скачки, джигитовка, стрельба на скаку в мишень, борьба с использованием плеток. Дети самостоятельно часто устраивали скачки, когда пасли лошадей в степи.
Использовали коня во время праздника Масленицы, в весенние праздники, когда устраивались скачки, рубка лозы, джигитовка. На Масленицу жгли среди улиц «кучки» дров и молодые казаки прыгали через них верхом, под крики и смех казачек.
На свадьбах тройку лошадей, запряженных в тачанку жениха и невесты, разгоняли на пылающий костер. Лошади должны были прыгнуть так, чтобы дружка остановил их у ворот «как вкопанных».
Материал, инструменты, оборудование. для показа детям – ноутбук, презентация «Жизнь и быт кубанских казаков», образцы тряпичных кукол «Конь», для педагога и детей – прямоугольные цветные лоскутки для куклы «Конь» размером 16х10 см (голова, 30х10 см (1 нога, 22х10 см (2 нога, 20х10 см (туловище, прочные нитки для фиксации скрутки, пряжа вязальная из распущенного связанного изделия для гривы и хвоста коня.
Предварительная работа. В мини-музее ДОУ педагог знакомит детей с предметами домашней утвари кубанских казаков, казачьими и адыгейскими национальными костюмами, старинными детскими игрушками.
С помощью видеозаписи фрагмента с концерта Кубанского казачьего хора, дети знакомятся с известным творческим коллективом и слушают песни Кубанского казачьего хора - «Конь гулял на воле!», «Ой да Краснодарский
Край», «Туапсинский район», «Кубань-тополиный край», гимн Кубани.
Педагог проводит беседы о жизни кубанских казаков с рассматриванием фотографий, картин, чтением художественных произведений - «Сказание о Кубанских богатырях» Ф. А Щербина, «На заставе» А. Барто, «Шинель» Е. Благинина, использует на занятиях народные игры – «Кубанка», «Перетяжка», «Кузнец», «Передай подкову».
Педагог проводит занятие-беседу «Казак и казачата». Рассказывает детям о том, что наша земля-матушка многое может - богатый урожай хлеба вырастить, напоить родниковой водой, красотой природы порадовать, а защитить себя не может, нужны ей защитники. На защиту Родины испокон веков, поднимались всем миром – и стар, и млад. Педагог задает детям вопросы – в каком краю они живут, что означает слово «казак» - вольный человек.
Так называли свободных людей, которые пришли на Кубань, поселились на кубанских землях. Позднее они поступили на воинскую службу, чтобы охранять южную границу России. За хорошую, верную службу императрица Екатерина подарила земли казакам. Понравилась им земля кубанская, решили они тут строить города, хлеб растить. Казаки очень трудолюбивые, они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот. Дружно помогали друг другу строить дома, не оставляли друг друга в беде. Семьи у казаков были большие, дружные, детей в семье было детей. Дети помогали старшим по хозяйству, пасли гусей, скот, смотрели за младшими детьми и защищали их, во всем слушались старших. В семье соблюдались традиции и обычаи. Мальчики помогали отцу в поле, а девочки в доме матери, шили, вязали.
Педагог спрашивает детей, какие казачьи традиции они знают? (Когда старшие говорят, младшие молчат, старшим нельзя грубить, когда заходят в дом, снимают одежду.).
У казаков было главное занятие – охранять свою Родину, воевать, если нужно было. А чтоб охранять границу от врагов казаки должны быть сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, честными.
В народе даже пословицы и поговорки сочинили про казаков.
Казак в беде не плачет.
Где казак там и слава.
Казак без службы, не казак.
Казак сам себя веселит.
Атамана из плохого казака не получиться.
Атаманом артель крепка, как батько-атаман сказал, так и будет.
Педагог демонстрирует детям на мультимедийном экране презентацию «Жизнь и обычаи кубанских казаков». По каждому слайду ведётся небольшой рассказ.
Взаимодействие с семьей. Посоветовать родителям посетить с детьми музей (отдел музея) народного декоративно-прикладного творчества. Содержание совместной продуктивной деятельности педагога и детей.
Технология изготовления тряпичной куклы.
Способ изготовления
1. Лоскут яркой одноцветной ткани скручиваем к середине по длинным сторонам;
2. скрученный валик в середине обматываем ниткой несколько тугих витков, складываем валик пополам и оформляем мордочку коня, завязывая ниткой ближе к центру первой скрутки, концы связываем двойным узлом – это голова коня;
3. вкладываем пучок цветной пряжи вокруг сложенных концов валика – это грива коня;
4. из лоскута ткани такого же цвета делаем еще одну скрутку, сгибаем ее пополам и вставляем голову в середину сложенного лоскута. Фиксируем несколькими витками ниток в районе шеи. Голова коня готова.
5. внизу скрутки подворачиваем ткань внутрь, отступаем по 1 см и делаем обмотку яркой ниткой – это копыта коня;
6. делаем еще одну скрутку ткани, складываем ее пополам и обхватываем примерно посередине длины торса коня и фиксируем несколькими витками ниток – это туловище коня;
7. задние ноги коня и хвост делаем аналогично.
После занятия. В свободном доступе детей находятся лоскутки и нитки, чтобы дети могли самостоятельно (по своему желанию) мастерить тряпичную куклу «Конь». Педагог предлагает детям игру «Казачьи скачки» и нацеливает детей на создание целого табуна лошадок:
«Ой, при лужке, при лужке
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял на воле!»
Интеграция с разными видами деятельности. Педагог создает условия для включения детьми самодельных тряпичных кукол в свободную игровую деятельность. На занятиях по развитию речи и художественной литературе дети рассказывают потешки или эпизоды русских народных сказок от лица своих кукол. Тряпичные куклы могут быть включены в театрализованную деятельность по фольклорным мотивам.