наталья михалева
Занятие по гендерному воспитанию «В стране мальчиков и девочек» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по гендерному воспитанию в подготовительной группе
«Страна девочек и мальчиков»
Цель: создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.
Задачи:
- закрепить представления о том, что такое семья, родственные отношения и обязанности членов семьи;
-систематизировать представления детей о том, что люди бывают мужского и женского пола;
Публикация «Занятие по гендерному воспитанию „В стране мальчиков и девочек“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
-учить выделять основные признаки различия и сходства между мальчиками и девочками;
-совершенствовать представления о мужских и женских профессиях, видах спорта;
-воспитывать у мальчиков внимательное и уважительное отношение к женщинам, стремление оказывать посильную помощь, а у девочек заботливое отношение к людям, аккуратность.
Ход занятия:
Звучит фрагмент песни «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки…»
Дети заходят в группу. Встают в круг.
Воспитатель : Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. (Мальчики-поклон головы, девочки-реверанс)
Воспитатель : Заходите, заходите,
Друг друга за руки возьмите.
Мы построим ровный круг,
Что же мы увидим вдруг?
Собрались здесь все друзья:
Девочки и мальчики-дружная семья.
Воспитатель : Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)
Воспитатель читает стихотворение о семье:
Семья-словечко странное, хотя не иностранное.
Как слово получилось, не ясно нам совсем.
Ну «Я» мы понимаем, а почему их семь?
Два дедушки, две бабушки, плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек, семь «Я».
А если есть собака? Выходит, восемь «Я»?
Нет, если есть собака, выходит «Во!-Семья»
Воспитатель : Как вы думаете, зачем люди создают семью? (Чтобы помогать друг другу, вместе интересно проводить время и т. д.)
Воспитатель : А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим и поиграем в игру «Назови родственников» (с мячом)
Мальчик (девочка) для папы и мамы кто?
Мальчик (девочка) для дедушки и бабушки кто?
Папа (мама) для дедушки и бабушки кто?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Воспитатель : Молодцы, вы хорошо разбираетесь в родственных отношениях.
Народная мудрость гласит «Не нужен клад, коли в семье лад» Как вы понимаете ее? В какой семье клад? Что такое «лад»? (Умение ладить с собой и людьми-самое главное ценное качество в человеке). Семья будет крепкой и дружной, если все внимательны друг к другу и в семье царит любовь и взаимовыручка.
Воспитатель : а какие еще пословицы о семье вы знаете? (В родной семье и каша слаще. В гостях хорошо, а дома лучше. Вся семья вместе, так и душа на месте. В дружной семье и в холод тепло. Дерево держится корнями, а человек семьей. В своем доме и стены помогают. Семьей дорожить- счастливым быть.)
Воспитатель : Попробуйте всех членов семьи разделить на две группы. (Предположения детей)
Воспитатель : Да, в любой семье есть взрослые и дети, мужчины (мальчики) и женщины (девочки).
Во многом они отличаются друг от друга. Их даже называют по-разному. Предлагаю вам еще поиграть. Я буду говорить, как называют мальчиков или мужчин, а вы будете говорить, как называют девочек или женщин.
Брат-сестра
Юноша-девушка
Дедушка-бабушка
Муж-жена
Сосед-соседка
Друг-подруга
Папа-мама
Царь-царица
Принц-принцесса
А чем еще, кроме названия отличаются они друг от друга, мы сейчас будем с вами выяснять.
Сейчас мы с вами поиграем в подвижную игру «Найди пару». Пока звучит музыка, каждый из вас должен найти свою пару. (Девочки и мальчики ищут друг друга, прикладывая две половинки сердца, вырезанные по-разному)
Воспитатель : ну вот, пары определились. Сейчас мальчикам необходимо провести свою партнершу по узкой дорожке. А сложность в том, что глаза у девочек будут закрыты. Вести свою девочку молча, осторожно, чтобы она не упала. Идем по очереди.
Дети подходят к стульчикам, которые стоят полукругом.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, как мало стульчиков, на всех не хватит. Как же быть? Кому предложить присесть на них? (мальчики предлагают девочкам присесть, а сами приносят для себя стульчики из спальной комнаты). Воспитатель и девочки благодарят мальчиков.
Воспитатель : Девочки, скажите, как вы себя чувствовали, когда шли с закрытыми глазами? Вели вас мальчики бережно, уверенно?
-Мальчики, а что вы чувствовали, когда вели девочек? (Заботу, ответственность)
- Молодцы, вы доверяете друг другу- это хорошее качество.
- А теперь мы с вами будем определять различия между мальчиками и девочками, между мужчинами и женщинами. Но сначала мы с вами должны определить. Как меняются люди в течении жизни.
Дидактическая игра «Возрастная последовательность»- Пока будет играть музыка, нужно будет расставить карточки по возрастным особенностям. От мальчика (девочки) до дедушки (бабушки)
Воспитатель : так в чем главное внешнее отличие мужчин от женщин? (предполагаемый ответ-носят разную одежду)
-Воспитатель : правильно, мальчика и девочку можно различить по внешнему виду, в частности, по одежде.
-Для девочек как одежда называется? (Женская). А для мальчиков? (мужская)
-Но бывают такие ситуации, что девочки могут одеться, как мальчики. Как вы думаете, когда такое может произойти? ( Дети: когда на улице холодно и надо одеться потеплее. Летом и девочки, и мальчики могут носить шортики, маечки. При занятии спортом)
Воспитатель : а мальчики могут надеть платья, юбочки? ( Дети: нет, не могут)
Воспитатель : но иногда такое может произойти- в театре, на концерте, когда нужно перевоплотиться в другого героя.
Проводится игра «Раздай одежду» : вся одежда перепуталась и теперь не понятно, где чья. Необходимо помочь разобраться.
Воспитатель : Ребята, вы слышали о таких понятиях, как сильный пол, слабый пол? Это о ком так говорят? (Ответы детей)
Воспитатель : из-за этих отличий есть профессии, где могут работать только мужчины. Попробуйте их назвать? ( Дети дают предполагаемые ответы: шахтеры, летчики, водители, космонавты)
Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением людей разных профессий.
Воспитатель : но и женщины, правда очень редко, летают в космос, работают летчиками и водителями. Почему же мужчины чаще бывают военными, пожарными, моряками, спасателями?
Дети: они сильные, смелые, решительные.
Воспитатель : Да. Мужчины выполняют работу, которая требует силы, выдержки, решительности. Они чаще работают руководителями, потому, что эта работа требует высокой ответственности, твердости характера.
-А теперь назовите профессии, где чаще работают женщины. Дети ( предполагаемые ответы: врач, воспитатель, парикмахер и т. д.)
- Ребята, как вы думаете, почему женщины чаще бывают медсестрами, воспитателями, учителями?
Дети (Потому что они добрые, заботливые, более ласковые)
Воспитатель : Правильно, женщины занимаются деятельностью, требующей заботы, терпения, усердия, аккуратности, доброты, кропотливости.
- По этим же причинам есть некоторые виды спорта, которые присущи только женщинам или мужчинам. Какие? (предполагаемые ответы детей) Просмотр иллюстраций с видами спорта.
Воспитатель : А в семье обязанности мужчин и женщин отличаются?
Дети ( предполагаемые ответы: папа все чинит, строит, мама и бабушка готовят, убирают, шьют и т. д.)
Воспитатель : Вот и у наших мальчиков и девочек есть свои любимы игрушки.
-И в десять лет, и в семь, и в пять все дети любят поиграть!
Выходите-ка, друзья, на игру вас приглашаю я!
- Ребята, вчера вечером мы собрали все игрушки в одну коробку и теперь мы не знаем, как разделить игрушки для мальчиков и для девочек. Помогите нам, пожалуйста.
Проводится игра «Раздели игрушки»
Воспитатель : Но так как в семье папы помогают мамам, а мамы помогают папам, так и наши ребята, конечно, могут и играют во все игрушки. И разделили мы их условно. Ведь, например, книги, пазлы, мяч. Все эти предметы любимы и девочками, и мальчиками. Кому же все-таки отдать эти предметы, мальчикам или девочкам? Разве мальчики не любят сказки? Или девочки не собирают пазлы? (ответы детей)
Воспитатель : а теперь у меня два вопроса, первый-к девочкам, второй- к мальчикам.
1. Девочки, каким должен мальчик, с которым хотелось бы дружить? Каким он должен быть, как себя вести, чтобы окружающие говорили: «Он хоть и маленький, но поступает как настоящий мужчина». ( Предположительные ответы детей: это защитник; никогда не плачет, когда ему делают прививки; не будет сидеть, если рядом стоит женщина; поможет надеть пальто; не позволит носить женщинам тяжести; снимают головной убор при входе в помещение. Умным, смелым, сильным, ловким.
- А каким не должен быть мальчик? (Трусливым, ленивым, слабым)
2. Мальчики, а теперь назовите какой должна быть девочка, с которой хотелось бы дружить? Как они должны себя вести, чтобы о девочке могли сказать : «Она как мама, как настоящая хозяйка!» ( Предположительные ответы детей: Женщина должна быть красивой, опрятной, аккуратной, подтянутой, должна быть настоящей хозяйкой, уметь наводить порядок, не должна громко кричать, драться- о таких не скажешь, что она красивая и т. п.)
- А какой не должна быть девочка? (Злой, ленивой, неряшливой)
Воспитатель : сейчас я буду показывать вам разные ситуации с девочками и мальчиками, а вы их оцените. И, если поступок правильный на ваш взгляд, вы будете хлопать в ладоши, а если неправильно, то топать ногами. (Показ презентации)
Воспитатель : вы теперь знаете, как ведут себя настоящие мужчины и женщины и постарайтесь вести себя также.
Продуктивная деятельность. Вот и закончилось наше занятие. Мы сегодня говорили на очень важную для каждого человека тему- о семье. И о том, какими должны быть мужчины и женщины в семье и не только. Вам понравилось? Я очень рада, что у нас в группе есть и мальчики, и девочки. И что вы очень дружные, заботливые, добрые и хорошие ребята.
А вот теперь необычное задание: мальчикам предлагаю сделать подарок для девочек-веера, а девочкам для мальчиков-самолеты (из бумаги). Дети под музыку выполняют задание