Анастасия Телятьева
Занятие по формированию представлений о себе «Изучаем свое тело»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей называть органы чувств; рассказывать об их роли в организме и о том, как их сберечь; учить различать запахи и вкусы; закреплять знание цветов (зеленый, синий, желтый, красный); закреплять понятие «много», «один»; развивать речь, память и внимание; воспитывать доброжелательное и чуткое отношение друг к другу, учить культуре поведения.
Оборудование: цветы (синие, красные, зеленые, желтые) с нарисованными на них органами чувств (глаза, нос, уши, рот): корзинка, бабочка (на палочке, луковица, апельсин; картина «недорисованный портрет человека», детали: глаза, уши, нос, рот; угощения.
Публикация «Занятие по формированию представлений о себе „Изучаем свое тело“» размещена в разделах
Предварительная работа: чтение книг, рассматривание портретов, иллюстраций с изображением человека, сюжетно-ролевые игры на тему здоровья.
Ход занятия:
Приветствие: «Здравствуйте!
Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки!
Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки!
Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки!
Щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, носик!
Бип-бип-бип!».
Воспитатель: Здравствуйте, гости! Доброе утро! (Приветствуют гостей и дети).
- Ребята, я приглашаю вас на прогулку, на полянку с волшебными цветами (на полу разбросаны цветы с изображениями на них органами чувств).
- Посмотрите, на какую красивую полянку мы с вами пришли!
- Сколько здесь красивых ярких цветов! Сколько их, дети? (много, много).
- Цветы эти не простые, они волшебные.
- Возьмите, дети, каждый по 1 цветочку и положите их вот в эту корзинку.
- Какие необычные цветы мы собрали, давайте рассмотрим их.
- Садитесь на стульчики.
Воспитатель: (беру один цветок, показываю детям)
- Скажите, дети, какого цвета этот цветок?
А что на нем нарисовано? (глаз)
Разберемся вместе, ребята, для чего глаза на свете? И зачем у нас на лице есть пара глаз? (пара – это два).
- А для чего нам нужны глаза? (Ответы детей). Правильно! Давайте закроем глаза. Ой, ничего не видно. Темно.
- А теперь откройте! Теперь все видно.
- Хорошо, когда наши глаза все видят, они здоровы, не болят.
А вот, когда глаза болят, человеку очень плохо. Ему приходится часто закрывать их, подолгу лежать с закрытыми глазами, темно, больно.
И чтобы глаза не заболели, их надо беречь.
- А как, дети, беречь глаза? (Ответы детей дополняет воспитатель).
Гимнастика для глаз:
Дети следят глазами за перемещениям бабочки – влево, вправо, вверх, вниз, круговые движения (влево, вправо).
Вдаль на палец посмотри (отводят палец, подносят палец далеко от носа, смотрят на него).
Близко к носу поднеси (подносят палец близко к носу, смотрят на него).
Раз, два, три – глаза закрой (закрывают).
Раз, два, три – глаза открой (открывают).
Воспитатель: (беру из корзинки другой цветок).
- Какого цвета этот цветок? А что нарисовано на нем? Правильно, дети, нарисован нос.
Есть прямые носики
Есть носики-курносики.
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
- Покажите, ребята, свой нос. Вот он у вас. А сколько у нас носов? Верно, один.
- А нам нужен нос? А зачем? (Ответы детей).
- Давайте, дети, подышим носиком.
Дыхательная гимнастика: «Ветер» (выполняется стоя).
Медленно поднимая руки в стороны, делаем глубокий вдох через нос.
Опуская руки, делаем выдох через рот. Упражнение повторить четыре раза.
Воспитатель: Дети, а нос нам нужен только для того, чтобы дышать? (Ответы детей).
Правильно! Конечно, не только дышать. Мы своим носом, ребята, различаем запахи.
- Вот понюхайте и скажите, чем пахнет? (Нюхают лук).
- А вот понюхайте апельсин. Также пахнет, как лук? Правильно. Конечно не так, как лук. У апельсина совсем другой запах. Вот так наш нос различает запахи.
- А если человек заболел, постыл. У него заложен нос. Сможет он почувствовать запах чего-то? Верно! Конечно, нет. Нос заложен, и мы не чувствуем запаха. Нос заложен и нам трудно дышать.
А чтобы этого не случилось, что надо делать? Надо нос беречь, чтобы он свободно дышал. Нельзя простужаться, надо тепло одеваться, а если заболели, надо лечиться.
Воспитатель: А вот этот цветок желтый?
Дети: Нет! Это красный цветок.
Воспитатель: Какие молодцы. Заметили, что я неправильно назвала цвет. Конечно же это красный цветок. И на нем нарисован? Верно, рот. Покажите, где рот. Вот он рот. Откройте рот, ребята, постучите зубами. Да, во рту живут зубы, язык.
- Как вы думаете, для чего нужен рот? (Ответы детей). Правильно! Чтобы кушать, говорить.
В рот мы берем пищу, пережевываем и глотаем. Мы едим. Есть обязательно надо, чтобы расти, быть здоровыми, сильными, веселыми. Есть помогают зубы и язык. А еще рот нам помогает различать вкус того, что мы едим. Еда бывает разная на вкус (просто вкусная, сладкая, горькая, кислая, соленая).
- Давайте, дети, попробуем на вкус лук (пробуют).
- Какой вкус у лука? (горький). Правильно! Лук горький.
- А теперь попробуйте апельсин. Какой вкус у апельсина? (апельсин сладкий).
- Вот таким образом, рот нам помогает определять вкус продуктов. А знаете ли вы, для чего нужны зубы? Нужны нам зубы? (ответы детей). Конечно же, нам очень нужны зубы. Если не будет зубов, мы не сможем пережевывать пищу. А если глотать пищу целиком, заболят желудок, живот. Без зубов нам ну никак нельзя.
- У кого из вас, дети, болели зубы?
- Как вы думаете, почему заболели зубы у ребят? Конечно, они, наверное, плохо за ними ухаживали.
- Как надо ухаживать за зубами? (Ответы детей).
- Конечно же, обязательно 2 раза в день надо чистить зубы зубной пастой или зубным порошком. Полоскать рот после еды теплой кипяченой водичкой обязательно. Не есть много сладостей. И тогда ваши зубки будут здоровыми, не будут болеть.
- Ну и, наконец, какой по цвету этот цветок? (Ответы детей). Правильно!
- А что на нем нарисовано? (Ухо).
Ушки, ушки
У зверюшек на макушке.
А у вас, ребята,
Где ушки? (Дети показывают).
- Верно. Вот они ушки! Сколько их у вас? (Два). Правильно! У всех людей по два уха.
- Зачем нам нужны уши? (Ответы детей).
- Закройте, уши, дети, ладонями покрепче. (Произношу слово: Молодцы)
- А теперь откройте. Вы слышали какое слово я произнесла, когда ваши уши были закрыты? Вот не знаете, не слышали. А я сказала слово: Молодцы. А вы не услышали, почему? (Ответы детей). Правильно! Потому что уши у вас были крепко закрыты.
Если уши не беречь, то может случиться беда. Уши могут заболеть и не будут ничего слышать. Человек становится глухой. Глухой – значит ничего не слышит. А это очень плохо, когда человек не слышит.
- И чтобы этого не случилось, ушки надо? Беречь!
- Как надо беречь уши? (Ответы детей).
Надо надевать теплые шапочки, когда идете на прогулку, если на улице холодно. Нельзя, чтобы ветер попадал в уши. Уши надо часто мыть и чистить, но чистить должны вам взрослые. Нельзя ничего толкать в уши, беречь от ушибов, от сильного шума. Вот тогда ваши уши будут здоровы и будут хорошо слышать.
- Ребята, а чтобы лучше запомнить эти органы, о которых мы с вами сегодня говорили, я спою вам песенку, а вы слушайте и помогайте мне, повторяйте.
С добрым утром глазки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром ушки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром носик!
Ты проснулся? Да!
С добрым утром ротик?
Ты проснулся? Да!
Глазки …. смотрят,
Ушки…. слушают.
Носик….дышит.
Ротик….кушает.
Мы проснулись!
Работа с картиной (портретом).
Воспитатель: У меня есть интересная картина. Художник забыл ее дорисовать. Давайте, дети, дорисуем ее вместе. Поможем художнику.
- Посмотрите, дети, и скажите, чего не хватает на портрете? (Ответы детей). Правильно. Не хватает глаз, носа, рта и ушей.
- Где должны быть глаза? Сколько их? (Приклеиваем).
- Где должен быть нос? Сколько надо носов? (Один).
- Давайте теперь приклеим рот. А где у человека уши? Сколько их? Покажите. Приклеиваем.
- Какой красивый человек на портрете у нас получился!
- Какой он – веселый или грустный? (Ответы детей).
- Конечно, дети, вы все правильно заметили.
Я, ребята, сегодня вами горжусь. Вы все так хорошо работали, отвечали. Молодцы! Занятие окончено. Я приготовила для вас угощение. (Угощаю детей апельсинами).