Папки-передвижки

Занятие по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Что такое семейный бюджет?»

Татьяна Дорофеева
Занятие по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Что такое семейный бюджет?»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема НОД по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Что такое семейный бюджет?»

Цель: раскрыть понятие «семейный бюджет» и его составляющие.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с понятиями «бюджет», «доход», «расход», основами планирования семейного бюджета;

- учить детей определять направления и источники доходов и расходов;

- закреплять знания детей о понятиях «деньги», «монета», «банкнота»,

«пластиковая карта», наличные и безналичные деньги,

о внешнем виде современных денег.

Развивающие:

- развивать финансовую грамотность детей;

-развивать бережное отношение к деньгам и семейному бюджету;

-формировать навыки свободного общения со взрослыми и детьми, умение вести диалог; выслушивать ответы сверстников; умение высказывать предположения и делать простейшие выводы ; излагать свои мысли понятно для окружающих;

- развивать память, внимание, воображение, творческую активность, любознательность, познавательную мотивацию;

- развивать двигательную активность во время игр малой подвижности, внимания, координацию движения, умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе, дружелюбное отношение друг к другу;

- воспитывать трудолюбие, стремление быть полезным окружающим;

- воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Предварительная работа: беседа о деньгах, рассматривание иллюстраций с изображениями монет и банкнот с разным номиналом.

Материалы и оборудование; копилка-копеечка, набор монет, набор банкнот, проектор, письмо, игрушка «фиксик Симка», видео с фрагментом мультфильма «Азбука денег Тетушки Совы» серия 3 «Семейный бюджет»(В сокращении, планшет (2штуки, схема бюджета, иллюстративный материал «Доход-расход», иллюстративный материал к дидактической игре «Что можно купить за деньги, а что нельзя?», смайлики.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель входит в зал вместе с детьми и встают в полукруг.

-Дети, давайте поздороваемся друг с другом.

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

2. Основная часть

- Дети, посмотрите, сегодня я к вам пришла не с пустыми руками. (Педагог показывает копеечку-копилку и слегка ее трясет). Как вы думаете что это (Ответы детей) А что же там внутри? (Ответы детей)

- Правильно, это копилка-копеечка и внутри у нее лежат деньги.

- Дети, а вы знаете для чего нужны деньги?

2.1. Игра «Для чего нужны деньги?»

Педагог предлагает детям встать в круг и, передавая друг другу волшебную копеечку, по очереди ответить на вопрос: для чего нужны деньги?

- (Дети,стоя в кругу, передают монетку и перечисляют предполагаемые ответы: для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нужны деньги); для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для покупки лекарств; для покупки корма домашним питомцам; для покупки одежды и обуви; для оказания помощи нуждающимся (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.

- Молодцы, деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. Дети, давайте вспомним, какие деньги бывают?

Рассмотрим сначала монеты.

- Это что такое? Правильно, монеты. Монеты- они какие?

Предполагаемые ответы детей: круглые, металлические, звенящие (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

- Монеты каких достоинств вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

2.2. - Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.

Воспитатель достаёт банкноты.

- Как можно назвать эти деньги?

- Верно. Банкноты. Банкноты- какие они?

Предполагаемые ответы детей: бумажные, прямоугольные, шуршащие.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

- Банкноты каких достоинств вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.

2.3 . -Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (ответы детей). Значит они у нас в наличии. Как мы будем называть такие деньги?

-Правильно «наличные деньги».

-Дети, какие ещё бывают деньги? (Ответы детей)

-Правильно. Их у нас нет в кошельке.

А кто мне скажет, где они хранятся? (Предполагаемые ответы детей: на пластиковой карте)

Педагог показывает пластиковые карты.

Вы видели такие карточки у родителей? Что с ними надо делать, как пользоваться? (Предполагаемые ответы детей: пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).

- Дети вы молодцы, все вспомнили.

2.4. Проблемная ситуация как мотивационный момент (сюрприз)

-Ой! Вы слышите? Что это за странный звук? Давайте посмотрим.

Педагог вместе с детьми осматривается и находит фиксика с письмом.

-Дети, посмотрите, кого я нашла? Кто это? (Ответы детей)

- Верно, это Симка. Дети, а это что? Письмо? Давайте его прочитаем.

Письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята! Думаем, вы уже догадались от кого получили письмо. Ребята, мы вынуждены обратиться к вам за помощью. Как вы уже знаете, у нас очень большая семья. И каждый вносит вклад в семейный бюджет. Но денег нам совсем не хватает. У каждого свои потребности и желания. Масе нужен мощный пылесос, Папусу детали на помогатор, Нолик и Симка мечтают о новых скейтбордах. А Дедус говорит, что надо жить экономно!

В общем, дорогие ребята, мы совсем запутались и не понимаем, что такое бюджет и как его правильно распределить. Мы очень надеемся, что вы нам поможете в этом разобраться! Ответ будем ждать обратным письмом вместе с Симкой. С уважением и благодарностью, ваши Фиксики.

-Дети, вот такая неприятность случилась у Фиксиков. Предлагаю помочь им разобраться в сложившейся финансовой ситуации. Вы согласны?

-Для начала давайте обратимся за советом к мудрой тетушке Совунье. Она нам подробно расскажет что же такое бюджет. Прошу занять места для просмотра.

Просмотр мультфильма «Азбука денег Тетушки Совы» серия 3 «Семейный бюджет»(В сокращении(3 минуты)

-Дети, вот такой урок мы получили от тетушки Совы. Теперь мы точно поможем разобраться во всем Симке. Приглашаю вас пройти к доске –планшету. Займите место напротив любой монетки.

-Обратите внимание, кто изображен на доске?

(Предполагаемые ответы детей: семья)

-Каких членов семьи вы видите, назовите их. (ответы детей)

-Большая у них семья? (ответы детей)

-Посмотрите, дети, у каждой семьи есть большой общий кошелек, он - семейный, туда семья будет складывать деньги. И называется этот кошелек….Бюджет, семейный бюджет.

(Педагог показывает кошелек и вкладывает в него деньги).

Дети, вспомните урок мудрой Совуньи и назовите из чего состоит семейный бюджет (Ответы детей)

А что такое доход? Какой доход каждый член семьи может внести в семейный бюджет?

2.6. Педагог предлагает рассмотреть картинки на столе и выбрать среди них только доходы.

-Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Дети по очереди называют выбранные картинки и клеят их на доску в ДОХОДЫ.

-Дети, а мы на что-то тратим деньги, или они только приходят в семью?

-Верно. А как мы можем назвать эти траты денег? (Ответы детей).

Педагог предлагает детям вспомнить расходы, выполнив пальчиковую гимнастику «Монетки».

Один, два, три, четыре, пять. - Шагаем на месте.

Будем денежки считать. – Сжимаем и разжимаем пальцы рук.

Один и два оплатим дом, - Пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный палец.

Дом, в котором мы живем.

Третья монетка – одежду купить. – Отгибаем средний палец.

На четвертую монетку купим есть и пить. – Отгибаем указательный палец.

Ну, а пятую пока – Шевелим большим пальцем.

Спрячем на донышке кошелька. - Спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы.

А вы знаете на что надо расходовать деньги семье в первую очередь?

(Предполагаемые ответы детей: оплатить квартиру, детский сад, свет, воду и электричество, которыми мы пользуемся. Кроме того, надо купить еду, одежду, лекарство, если кто-то заболел.)

-Какие молодцы! Все верно. Все эти траты называются семейными расходами.

Педагог предлагает рассмотреть картинки на столе и выбрать среди них только расходы. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Дети по очереди называют выбранные картинки и клеят их на доску в РАСХОДЫ.

- Молодцы. Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы доходов в семье было больше, а расходов меньше?

Предполагаемые ответы детей: надо честно работать, копить деньги, меньше тратить по пустякам, деньги надо экономить и быть бережливыми.

Игра «Доходы-расходы»

- Ребята, давайте поиграем. Я буду называть действие, а вы должны определить доход это или расход. Если доход – хлопайте, а если расход – топайте.

- мама получила зарплату;

- папа получил зарплату;

-оплатили квартиру;

-мама получила премию;

-вся семья сходила в кафе;

- дедушка получила пенсию;

-бабушке купили лекарство;

-подарили подарок на день рождения;

-порвалась куртка у брата;

-сестре купили новое платье;

-маме купили новое платье;

- сделали ремонт машины;

-оплатили за садик;

-купили компьютер;

-поехали всей семьей в отпуск;

-купили продукты;

-сестра получила стипендию;

-купили подарок другу.

2.7. -Дети, а можно ли покупать в магазине все подряд, что захочется?

Конечно, нет. Если мы захотим всё купить, то у нас быстро закончатся деньги. А чтобы этого не произошло что надо делать семье?

Предполагаемые ответы детей: надо планировать свои расходы, в зависимости от своего бюджета. Думать куда потратить деньги в первую очередь, а что можно купить в следующий раз.

-Деньги нельзя тратить по пустякам, относиться к ним надо бережно и экономно. Что значит «экономить»?

Предполагаемые ответы детей: не тратить лишнего, делать обдуманные покупки, беречь.

А как же можно экономить?

Предполагаемые ответы детей

- Правильно, надо беречь вещи, игрушки, овощи и фрукты можно самим выращивать в саду и огороде, воду и электричество надо тратить экономно.

- Давайте подумаем, а все ли можно купить за деньги (Ответы детей)

-А вот сейчас мы с вами в это и проверим. Приглашаю вас подойти к планшету.

Игра «Что можно-нельзя купить за деньги?»

Предлагаю вам каждому взять со стола понравившуюся картинку и определить, можно ли то, что изображено на ней купить за деньги или нельзя. Что можно купить за деньги вешаем с левой стороны, что нельзя с правой.

Дети по очереди вешают картинки на правильную сторону, проговаривая свой ответ.

3. Рефлексия.

- Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет и даже построили его схему.

- Давайте вспомним, из чего складывается семейный бюджет?

- Молодцы, дети. Теперь фиксики с помощью нашей схемы точно смогут правильно распределить бюджет. Давайте ее сфотографируем и отправим письмом вместе с Симкой ее семье. Мы все большие молодцы.

-Дети, если вам было сегодня интересно, возьмите веселого смайлика, если было трудно, то грустного смайлика.

-Я вижу, что вам всем понравилось. Спасибо!

Публикации по теме:

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособийФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий Дидактические игра «Откуда можно взять монеты и где их хранить?» Для игры используются дидактические материалы: «Где можно хранить деньги»,.

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Занятие по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Что такое семейный бюджет?»
Опубликовано: 22 декабря 2024 в 23:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Что такое семейный бюджет?»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дорофеева (УИ 1367219) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД