Татьяна Дорофеева
Занятие по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Что такое семейный бюджет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Что такое семейный бюджет?»
Цель: раскрыть понятие «семейный бюджет» и его составляющие.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятиями «бюджет», «доход», «расход», основами планирования семейного бюджета;
- учить детей определять направления и источники доходов и расходов;
- закреплять знания детей о понятиях «деньги», «монета», «банкнота»,
«пластиковая карта», наличные и безналичные деньги,
о внешнем виде современных денег.
Развивающие:
- развивать финансовую грамотность детей;
-развивать бережное отношение к деньгам и семейному бюджету;
-формировать навыки свободного общения со взрослыми и детьми, умение вести диалог; выслушивать ответы сверстников; умение высказывать предположения и делать простейшие выводы ; излагать свои мысли понятно для окружающих;
- развивать память, внимание, воображение, творческую активность, любознательность, познавательную мотивацию;
- развивать двигательную активность во время игр малой подвижности, внимания, координацию движения, умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе, дружелюбное отношение друг к другу;
- воспитывать трудолюбие, стремление быть полезным окружающим;
- воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Предварительная работа: беседа о деньгах, рассматривание иллюстраций с изображениями монет и банкнот с разным номиналом.
Материалы и оборудование; копилка-копеечка, набор монет, набор банкнот, проектор, письмо, игрушка «фиксик Симка», видео с фрагментом мультфильма «Азбука денег Тетушки Совы» серия 3 «Семейный бюджет»(В сокращении, планшет (2штуки, схема бюджета, иллюстративный материал «Доход-расход», иллюстративный материал к дидактической игре «Что можно купить за деньги, а что нельзя?», смайлики.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель входит в зал вместе с детьми и встают в полукруг.
-Дети, давайте поздороваемся друг с другом.
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Основная часть
- Дети, посмотрите, сегодня я к вам пришла не с пустыми руками. (Педагог показывает копеечку-копилку и слегка ее трясет). Как вы думаете что это (Ответы детей) А что же там внутри? (Ответы детей)
- Правильно, это копилка-копеечка и внутри у нее лежат деньги.
- Дети, а вы знаете для чего нужны деньги?
2.1. Игра «Для чего нужны деньги?»
Педагог предлагает детям встать в круг и, передавая друг другу волшебную копеечку, по очереди ответить на вопрос: для чего нужны деньги?
- (Дети,стоя в кругу, передают монетку и перечисляют предполагаемые ответы: для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нужны деньги); для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для покупки лекарств; для покупки корма домашним питомцам; для покупки одежды и обуви; для оказания помощи нуждающимся (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.
- Молодцы, деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. Дети, давайте вспомним, какие деньги бывают?
Рассмотрим сначала монеты.
- Это что такое? Правильно, монеты. Монеты- они какие?
Предполагаемые ответы детей: круглые, металлические, звенящие (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
- Монеты каких достоинств вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.
2.2. - Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Воспитатель достаёт банкноты.
- Как можно назвать эти деньги?
- Верно. Банкноты. Банкноты- какие они?
Предполагаемые ответы детей: бумажные, прямоугольные, шуршащие.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
- Банкноты каких достоинств вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.
2.3 . -Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (ответы детей). Значит они у нас в наличии. Как мы будем называть такие деньги?
-Правильно «наличные деньги».
-Дети, какие ещё бывают деньги? (Ответы детей)
-Правильно. Их у нас нет в кошельке.
А кто мне скажет, где они хранятся? (Предполагаемые ответы детей: на пластиковой карте)
Педагог показывает пластиковые карты.
Вы видели такие карточки у родителей? Что с ними надо делать, как пользоваться? (Предполагаемые ответы детей: пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).
- Дети вы молодцы, все вспомнили.
2.4. Проблемная ситуация как мотивационный момент (сюрприз)
-Ой! Вы слышите? Что это за странный звук? Давайте посмотрим.
Педагог вместе с детьми осматривается и находит фиксика с письмом.
-Дети, посмотрите, кого я нашла? Кто это? (Ответы детей)
- Верно, это Симка. Дети, а это что? Письмо? Давайте его прочитаем.
Письмо.
Здравствуйте, дорогие ребята! Думаем, вы уже догадались от кого получили письмо. Ребята, мы вынуждены обратиться к вам за помощью. Как вы уже знаете, у нас очень большая семья. И каждый вносит вклад в семейный бюджет. Но денег нам совсем не хватает. У каждого свои потребности и желания. Масе нужен мощный пылесос, Папусу детали на помогатор, Нолик и Симка мечтают о новых скейтбордах. А Дедус говорит, что надо жить экономно!
В общем, дорогие ребята, мы совсем запутались и не понимаем, что такое бюджет и как его правильно распределить. Мы очень надеемся, что вы нам поможете в этом разобраться! Ответ будем ждать обратным письмом вместе с Симкой. С уважением и благодарностью, ваши Фиксики.
-Дети, вот такая неприятность случилась у Фиксиков. Предлагаю помочь им разобраться в сложившейся финансовой ситуации. Вы согласны?
-Для начала давайте обратимся за советом к мудрой тетушке Совунье. Она нам подробно расскажет что же такое бюджет. Прошу занять места для просмотра.
Просмотр мультфильма «Азбука денег Тетушки Совы» серия 3 «Семейный бюджет»(В сокращении(3 минуты)
-Дети, вот такой урок мы получили от тетушки Совы. Теперь мы точно поможем разобраться во всем Симке. Приглашаю вас пройти к доске –планшету. Займите место напротив любой монетки.
-Обратите внимание, кто изображен на доске?
(Предполагаемые ответы детей: семья)
-Каких членов семьи вы видите, назовите их. (ответы детей)
-Большая у них семья? (ответы детей)
-Посмотрите, дети, у каждой семьи есть большой общий кошелек, он - семейный, туда семья будет складывать деньги. И называется этот кошелек….Бюджет, семейный бюджет.
(Педагог показывает кошелек и вкладывает в него деньги).
Дети, вспомните урок мудрой Совуньи и назовите из чего состоит семейный бюджет (Ответы детей)
А что такое доход? Какой доход каждый член семьи может внести в семейный бюджет?
2.6. Педагог предлагает рассмотреть картинки на столе и выбрать среди них только доходы.
-Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Дети по очереди называют выбранные картинки и клеят их на доску в ДОХОДЫ.
-Дети, а мы на что-то тратим деньги, или они только приходят в семью?
-Верно. А как мы можем назвать эти траты денег? (Ответы детей).
Педагог предлагает детям вспомнить расходы, выполнив пальчиковую гимнастику «Монетки».
Один, два, три, четыре, пять. - Шагаем на месте.
Будем денежки считать. – Сжимаем и разжимаем пальцы рук.
Один и два оплатим дом, - Пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный палец.
Дом, в котором мы живем.
Третья монетка – одежду купить. – Отгибаем средний палец.
На четвертую монетку купим есть и пить. – Отгибаем указательный палец.
Ну, а пятую пока – Шевелим большим пальцем.
Спрячем на донышке кошелька. - Спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы.
А вы знаете на что надо расходовать деньги семье в первую очередь?
(Предполагаемые ответы детей: оплатить квартиру, детский сад, свет, воду и электричество, которыми мы пользуемся. Кроме того, надо купить еду, одежду, лекарство, если кто-то заболел.)
-Какие молодцы! Все верно. Все эти траты называются семейными расходами.
Педагог предлагает рассмотреть картинки на столе и выбрать среди них только расходы. Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Дети по очереди называют выбранные картинки и клеят их на доску в РАСХОДЫ.
- Молодцы. Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы доходов в семье было больше, а расходов меньше?
Предполагаемые ответы детей: надо честно работать, копить деньги, меньше тратить по пустякам, деньги надо экономить и быть бережливыми.
Игра «Доходы-расходы»
- Ребята, давайте поиграем. Я буду называть действие, а вы должны определить доход это или расход. Если доход – хлопайте, а если расход – топайте.
- мама получила зарплату;
- папа получил зарплату;
-оплатили квартиру;
-мама получила премию;
-вся семья сходила в кафе;
- дедушка получила пенсию;
-бабушке купили лекарство;
-подарили подарок на день рождения;
-порвалась куртка у брата;
-сестре купили новое платье;
-маме купили новое платье;
- сделали ремонт машины;
-оплатили за садик;
-купили компьютер;
-поехали всей семьей в отпуск;
-купили продукты;
-сестра получила стипендию;
-купили подарок другу.
2.7. -Дети, а можно ли покупать в магазине все подряд, что захочется?
Конечно, нет. Если мы захотим всё купить, то у нас быстро закончатся деньги. А чтобы этого не произошло что надо делать семье?
Предполагаемые ответы детей: надо планировать свои расходы, в зависимости от своего бюджета. Думать куда потратить деньги в первую очередь, а что можно купить в следующий раз.
-Деньги нельзя тратить по пустякам, относиться к ним надо бережно и экономно. Что значит «экономить»?
Предполагаемые ответы детей: не тратить лишнего, делать обдуманные покупки, беречь.
А как же можно экономить?
Предполагаемые ответы детей
- Правильно, надо беречь вещи, игрушки, овощи и фрукты можно самим выращивать в саду и огороде, воду и электричество надо тратить экономно.
- Давайте подумаем, а все ли можно купить за деньги (Ответы детей)
-А вот сейчас мы с вами в это и проверим. Приглашаю вас подойти к планшету.
Игра «Что можно-нельзя купить за деньги?»
Предлагаю вам каждому взять со стола понравившуюся картинку и определить, можно ли то, что изображено на ней купить за деньги или нельзя. Что можно купить за деньги вешаем с левой стороны, что нельзя с правой.
Дети по очереди вешают картинки на правильную сторону, проговаривая свой ответ.
3. Рефлексия.
- Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет и даже построили его схему.
- Давайте вспомним, из чего складывается семейный бюджет?
- Молодцы, дети. Теперь фиксики с помощью нашей схемы точно смогут правильно распределить бюджет. Давайте ее сфотографируем и отправим письмом вместе с Симкой ее семье. Мы все большие молодцы.
-Дети, если вам было сегодня интересно, возьмите веселого смайлика, если было трудно, то грустного смайлика.
-Я вижу, что вам всем понравилось. Спасибо!