Анна
Занятие по ФЦКМ и экспериментированию «Свойства бумаги»
▼ Скачать +Заказ
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи:
1. Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги.
2. Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов.
3. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением.
Публикация «Занятие по ФЦКМ и экспериментированию „Свойства бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
5. Развивать память, внимание, мышление, речь.
Словарь: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, опыт.
Материал: 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера, мисочка с водой для каждого ребенка, емкости с водой, картинки-схемы, халат для каждого ребенка и воспитателя.
Ход занятия:
Орг. момент:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг-другу и подарите свои улыбки воспитателям.
(Воспитатель достаёт коробку)
Воспитатель: Сегодня утром получила посылку. Интересно, что же там прислали? (ответы детей) (достаю потрет «Почемучки»). Посмотрите ребята, какой веселый человечек. Зовут его «Почемучка». Как вы думаете, почему его назвали «Почемучка»? (ответы детей). Ребята его назвали почемучка, потому что он все время задает вопросы: что, зачем да почему? Кого-то он мне напоминает. Мне кажется, он такой же любознательный, как и вы. А что делают любознательные дети, помимо того, что задают вопросы? (ответы детей) Любознательные все время экспериментируют. «Почемучка» прислал нам в коробке задания для опыта. Давайте мы с вами будем проводить эксперименты. А где проводят опыты и эксперименты? (ответы детей)
- Молодцы, и мы с вами сегодня отправимся в лабораторию. Но, прежде чем отправиться в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности.
-В лаборатории нельзя бегать, баловаться, драться, шуметь, брать без спросу.
-В лаборатории нужно слушать воспитателя и выполнять задания.
-Молодцы! И так отправляемся в путь.
Физминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
До доски мы добежим
Стоп. Немножко отдохнем
Дальше мы пешком пойдем.
Основной этап:
Воспитатель:
- Первая карточка с загадками.
1. Всех листов плотнее он,
Белый и цветной… (картон)
2. Разноцветные листы,
Вырезай и клей их ты.
Аппликации, картинки,
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов любой (цветная бумага)
3. Знают взрослые и дети
Вытираем рот… (салфеткой)
(ответы детей)
Воспитатель:
Второе задание:
-Картон, цветная бумага для аппликации, салфетка что же их объединяет? (ответы детей)
— Все это сделано из бумаги? Почему же их тогда по-разному называют? Почему нельзя назвать их бумагой? (ответы детей)
- Итак нам нужно поставить опыты над материалами, чтобы узнать одинаковые или разные у них свойства. денем специальную одежду для лаборатории, у нас это фартуки, садимся за стол
Дети подходят к столикам. У каждого в тарелочке лежат 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера. Емкость с водой общая, стоит на столе.
- Спину держим ровно.
- Возьмите в руки бумагу, рассмотрите ее, погладьте, ощупайте. Что вы можете сказать о бумаге? Какая она? (Ответы детей)
(Если дети не говорят, подсказывать: гладкая или шершавая, толстая или тонкая)
Свойство №1- мягкость.
-У вас на столах лежат несколько листов бумаги, картона и салфеток. Попробуем согнуть бумагу. Что происходит с бумагой?
- Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы получилась четкая линия сгиба.
-А теперь разогните бумагу и постарайтесь убрать линию сгиба.
-Получится у нас сделать это?
-Почему не получилось убрать линию?
- Какой вывод мы можем сделать по, первому проведенному опыту? (Ответы детей)
- А теперь попробуйте смять бумагу. Что получилось? (Ответы детей)
-Какой вывод сделаем? (Ответы детей)
Воспитатель вывешивает картинку - схему на доске.
-Предлагаю вам проделать те же действия с картоном и с салфеткой, что и с бумагой.
(Дети самостоятельно выполняют работу)
-Что вы скажете? Что случилось с картоном и салфеткой? (Ответы детей)
-А как вы думаете почему? (Ответы детей)
Свойство №2 – прочность.
-Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Рвется бумага? Как она рвется?
-Какой вывод сделаем? (Ответы детей)
-Если бумага легко рвется, значит она, какая? (Ответы детей)
Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.
-А теперь попробуйте выполнить те же действия с салфеткой и картоном.
(Дети самостоятельно выполняют действия).
-Что скажете? Какой вывод сделаете?
-Что легче рвется: картон или салфетка?
Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон? (ответы детей)
-А как вы думаете, почему? (ответы детей)
Свойство №3 – водопроницаемость.
-А сейчас мы опустим бумагу в воду. Обратите внимание, ребята, у вас на столе стоят мисочки с водой. Опустите бумагу в эту мисочку. Понаблюдайте. Что случилось с бумагой.
-Какой сделаем вывод? (ответы детей)
Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.
-Сделаем то же самое и с салфеткой, и с картоном.
(Дети самостоятельно выполняют действия с салфеткой и картоном)
- Что вы заметили, когда опускали в воду салфетки?
-А картон?
-Как вы думаете почему?
(ответы детей)
Физминутка.
Мы бумагу рвали, рвали
Мы бумагу мяли, мяли
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
И опять её порвём.
Сюрпризный момент:
Воспитатель дает каждому ребенку цветок и просит опустить в воду:
- А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз (дети опускают цветы в емкость с водой). Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Как вы думаете почему? (ответы детей). Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Заключительный этап:
Дети подходят к доске.
Воспитатель:
-Ребята, давайте рассмотрим картинки-схемы на доске и скажем: одинаковые или разные свойства имеют бумага, салфетка, картон.
-Первая картинка-схема что обозначает?
-Картон и салфетка помялись?
-Вторая схема, о чем нам говорит?
-Картон и салфетка рвутся?
-Что мы можем сказать по третьей схеме?
-Картон и салфетка впитали воду?
-Одинаковые или разные свойства имеют картон, бумага и салфетка?
-Какой вывод мы с вами сделаем?
-Как здорово мы с вами поэкспериментировали! Если все это бумага, то почему они по-разному называются? (ответы детей)
-А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный? (ответы детей)
Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, бумага для аппликаций, рисования и письма, а картон – для более прочных изделий.
Рефлексия:
Поиграть в снежный ком. Воспитатель вместе с детьми встают в круг, берет бумагу скомканную, и передают «снежный ком» по кругу, а воспитатель задает вопросы.
-Что нового узнали?
-Что больше всего вызвало интерес?
-Что вы еще хотели бы узнать?
-Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте похлопаем другу другу.