Ирина Дубова
Занятие опытническая деятельность в старшей группе: «Почему не тонут корабли?».
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
• Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха (лёгкий, не пахнет).
• Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.
• Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, но его можно поймать, увидеть, спрятать, почувствовать.
• Способствовать овладению различными способами обнаружения воздуха.
• Учить детей последовательно излагать свои мысли, делать выводы.
• Продолжать развивать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности.
Публикация «Занятие опытническая деятельность в старшей группе: „Почему не тонут корабли?“,» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
• Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; развивать мышление, речь, интерес к познавательной деятельности; развивать зрительное и слуховое восприятие; формирование умения выражать свою точку зрения.
• Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Оборудование и материалы: весы, пластилин, трубочка из–под сока, пенопласт, деревянный брусок, алюминиевая банка, металлические предметы, лупы, бассейн, самодельные кораблики.
Ход занятия:
Воспитатель: - Какое сейчас время года? (ответы детей).
- Какие изменения происходят весной в неживой природе? (ответы детей).
Воспитатель: - Мы с вами недавно делали кораблики, чтобы пускать их в весенних ручейках.
Воспитатель: - Вы хотите узнать, почему не тонут корабли?
- Я приготовила разные предметы. Давайте рассмотрим! (пластилин, трубочка из–под сока, пенопласт, деревянный брусок, алюминиевая банка, металлические предметы).
Воспитатель: - Как вы думаете, какие предметы не тонут? (дети высказывают свои предположения).
- Я предлагаю нам проверить плавучесть предметов!
Воспитатель: - Какие предметы плавают? (ответы детей).
- Все ли эти предметы лёгкие? (ответы детей).
- Возьмите в одну руку алюминиевую банку, а в другую пластилиновый шарик.
- Какие они по весу? (ответы детей).
- Как мы сможем это проверить? ( ответы детей: нам помогут весы).
- Как вы думаете, почему алюминиевая банка не утонула, ведь она тяжелее? ( предполагаемые ответы детей: внутри банки есть воздух, который удерживает банку на поверхности).
- А если наполним банку водой, что произойдёт? (предполагаемые ответы детей).
- Давайте проверим (дети вместе с воспитателем наполняют банки водой и убеждаются, что банка утонет).
Воспитатель: - Почему банки наши утонули? ( предполагаемые ответы детей: в них нет воздуха, его вытеснила вода).
- Почему утонул пластилиновый шарик, ведь по весу он легче? ( предполагаемые ответы детей: в нём нет воздуха).
Воспитатель: - Как вы думаете, почему не утонула пемза, деревянный брусок, пенопласт? ( предполагаемые ответы детей: в них есть воздух).
- Давайте рассмотрим с помощью лупы. Где прячется воздух? ( предполагаемые ответы детей: в порах этих предметах).
Воспитатель: - Что произойдёт, если мы соединим предмет, который плавает, например: палочку с предметом который тонет, например: пластилин? (предполагаемые ответы детей).
- Мы это сейчас проверим! Возьмите маленький кусочек пластилина и прикрепите к палочке, вот так (показ воспитателя).
Воспитатель: - Что произошло? ( предполагаемые ответы детей: палочка, на которую прикреплён пластилин, плавает стоя).
Воспитатель: - Как вы думаете, если к палочке мы прикрепим большой кусок пластилина, что тогда произойдёт? (предполагаемые ответы детей).
- Давайте проверим! (проверяя, дети узнают, что тонет).
Воспитатель: - Вот из пластилина я сделала лодку, может она тоже утонет? (предполагаемые ответы детей).
- Давайте проверим! (проверяя, дети узнают, что не тонет).
- Почему? ( предполагаемые ответы детей: благодаря воздуху).
Воспитатель: - Кусок пластилина тонет, потому что в нём нет воздуха, и весит больше, чем вытесняемая им вода. Лодка плавает, потому что тяжесть распределяется на большую поверхность воды, и есть воздух.
Воспитатель: - У меня есть надутый воздушный шар. Как вы думаете, он утонет? (предполагаемые ответы детей).
- Давайте проверим! (проверяя, дети узнают, что не тонет).
- Почему? ( предполагаемые ответы детей: он наполнен воздухом).
Воспитатель: - Мы с вами на занятии по ручному труду изготовили лодки из разных материалов (из скорлупы грецкого ореха, из спичечной коробки, из фольги, из пластилина).
- Давайте проверим, как много грузов могут перевезти наши лодки.
Воспитатель: - Вот моя лодка больше всего груза перевезёт. Я её до краёв загружу.
- Ой, моя лодка, она утонула. Почему? ( предполагаемые ответы детей: перегрузила).
Воспитатель: - Правильно я неправильно распределила груз на поверхности лодки. Нужно распределять равномерно по всей поверхности и не жадничать: «Потому что груз вытеснит воздух, и плавучесть лодки исчезает.
- Попробуйте теперь вы.
Воспитатель: - Вы, знаете, почему не тонут корабли, как люди узнают, что корабль переполнен и погрузку надо, прекратить? (ответы детей).
- Я вам сейчас расскажу. На бортах больших судов рисуют линии, которые называются грузовыми отметками. Когда вода доходит до определённой отметки, погрузку корабля прекращают.
Воспитатель: - Представьте, что это корабль (воспитатель показывает детям маленькую банку). К дну банки прикрепляется пластилин, это мы делаем для устойчивости. Внутри банки сделана отметка. Мы будем аккуратно накладывать в неё по одной фасолинке. И посмотрим, что произойдёт с отметкой (заметить с детьми, сколько фасолин можно положить в банку).
Воспитатель: - Если мы положим больше, что произойдёт? ( предполагаемые ответы детей: банка утонет).
Воспитатель: - Корабли, лодки, катера – это всё что? ( предполагаемые ответы детей: надводный вид транспорта).
Воспитатель: - Есть ещё и подводные виды транспорта. Давайте вспомним какие? ( предполагаемые ответы детей: подводные лодки, батискафы).
- Вы хотите узнать, как же они плавают под водой и не тонут, и при необходимости всплывают на поверхность? Чтобы это узнать, мы с вами погружаем, пустые алюминиевые банки в воду, чтобы они наполнились водой и утонули. В банки вставим конец пластиковой трубочки (дети делают по показу воспитателя).
- Давайте подуем в трубочку. Что произошло? ( предполагаемые ответы детей: банки всплыли).
Воспитатель: - Воздух, который мы вдуваем в банку, вытесняет воду. От этого банка становится легче и поднимается на поверхность. В подводной лодке есть похожие на алюминиевую банку цистерны. Чтобы подводной лодке погрузиться необходимо, наполнить цистерны, как вы думаете чем? ( предполагаемые ответы детей: водой). А для того чтобы лодка всплыла на поверхность в цистерны закачивают, как вы думаете что? ( предполагаемые ответы детей: воздух).
Воспитатель: - Как вы думаете, где человек использует плавучесть воздуха в обычной жизни? ( предполагаемые ответы детей: резиновая лодка, спасательный жилет, спасательный круг).
Воспитатель: - Так почему не тонут корабли? ( предполагаемые ответы детей: в них есть воздух, корабли имеют определённую форму).
Воспитатель: - Правильно, ребята! Корабли имеют определенную форму; в них есть перегородки наполненные воздухом; на корпусе судна есть грузовые отметки, которые указывают на загруженность судна.