Наталья Сухотина
«Что такое деньги?» Занятие НОД по финансовой грамотности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие НОД по финансовой грамотности в старшей группе «Что такое деньги?»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать формирование представлений о понятиях: «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»;
2. Познакомить детей с историей возникновения денег;
3. Формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами;
Развивающие:
1. Активизировать словарный запас детей, знакомя с экономическими терминами (бартер, безналичные средства);
2. Развивать логическое мышление, внимание, воображение, любознательность и мышление детей через ознакомление со свойствами металла и бумаги;
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию у детей правильного отношения к деньгам и их разумному использованию;
2. Воспитывать бережливость, честность, взаимовыручку, щедрость.
3. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников, чувство товарищества.
Интеграция областей: речевая, познавательная.
Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и купюр, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок о деньгах.
Методы и приемы:
1. Словесные (художественное слово, объяснение, ответы на поставленные вопросы)
2. Игровые (сюрпризный момент, дидактические игры)
3. Наглядный (монеты и банкноты, видео о предметах заменяющих деньги в древности)
Материал и оборудование: телевизор, игровые бумажные купюры и пластиковые монеты.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, поздороваемся с гостями.
Воспитатель: А сейчас мы поприветствуем друг друга.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться друг с другом нужно.
Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед,
Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед,
Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа,
Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева,
Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе).
Воспитатель: Ребята, помните, мы недавно поздравляли с днём рождения Злату? Скоро наступит день рождения Дениса. Он мне уже по секрету рассказал, что мечтает об одной игрушке. Ребята, у каждого из нас есть свои мечты! Красивая кукла, новый конструктор, самокат, видеоигра, новые модные заколки, пенал или машинки. Поднимите руки те, кто хотел бы завести домашнего питомца, ну например, котенка, щенка или хомячка? А кто мечтает о путешествии на воздушном шаре в какой-нибудь город или страну?
Стук в дверь. Игрушка с письмом.
Воспитатель: Ребята, поглядите. К нам пришёл необычный гость. Говорить он сам не может, но я вижу у него в руках конверт. Наверное, в нём описана проблема, с которой пришел к нам гость?
Письмо.
Игрушка (Лунтик): Здравствуйте, ребята! Я обращаюсь к вам за помощью. Вупсень и Пупсень сказали мне, что в этом детском саду есть умные, добрые и отзывчивые ребята, что только они мне помогут узнать, что такое деньги, историю происхождения денег, а ещё подарят мне немного денег и научат ими распоряжаться.
Воспитатель: Ребята, вы поможете Лунтику?
Дети: Да.
Воспитатель: Это просто замечательно! Ребята, кто-нибудь что-нибудь знает о деньгах?
Дети: Да. Они нужны для покупок в магазине. Они бумажные или металлические.
Воспитатель: Этого мало. Лунтику нужно узнать как можно больше про деньги: о том, какие они бывают, для чего нужны, где живут и что можно, а что нельзя купить на них. Наверное, будет интересно ещё узнать, какими они были раньше, а какими стали не так давно. Я хочу вам предложить оглядеться и подумать, где у нас с вами могут находиться деньги?
Дети: В карманах, кошельках. В уголке игры.
Воспитатель: Правильно. Дайте-ка, я проверю, есть ли при мне деньги? Нет. Не беда, можно отправиться в небольшое путешествие до уголка ролевых игр и поискать деньги там.
Воспитатель предлагает детям определиться, на каком транспорте они отправятся в путь, кто возьмёт Лунтика и все вместе двигаются до игрового уголка, где располагаются деньги.
Воспитатель: И так, мы с вами в нашем «Магазине». Ребята, здорово, что вы вспомнили про эту игру, ведь в этом месте в нашей группе живут деньги. Какие они? Для чего?
Дети: Бумажные и пластиковые (монеты). Не настоящие.
Воспитатель: Правильно. Они не настоящие, но они имитируют настоящие. Давайте поиграем в игру «Дополни»:
Я буду называть признак монеты или банкноты, а вы дополняйте, подымайте вверх банкноту или монету:
• Круглая – монета;
• Прямоугольная – банкнота;
• Бумажная – банкнота;
• Металлическая – монета;
• Звонкая – монета;
• Шуршащая – банкнота;
• Золотая – монета;
• Смятая – банкнота;
• Серебряная – монета;
• Ржавая – монета;
• Хрустящая – банкнота;
• Поддельна - банкнота;
• Рублёвая – монета;
• Крупная – банкнота;
• Юбилейная – монета;
• Порванная – банкнота.
Воспитатель: Молодцы, правильно! А где можно хранить купюры и монеты?
Дети: В кошельке, в копилке, дома в шкатулке. В сумке.
Воспитатель: Правильно. Помимо наличных денег, деньги бывают и безналичными. Где они хранятся тогда?
Дети: В банке, на пластиковой карте.
Воспитатель: Правильно (демонстрация карт банковских). В банке, на пластиковой карте деньги существуют виртуально, в виде цифр. Безналичный расчёт очень удобен при покупке в магазине, так как не вынуждает нас считать необходимую сумму и при покупках на интернет ресурсах, как покупает себе игрушке Элина.
(Рассказ ребенка, по желанию)
Итак, мы пришли к тому, что вы все, ребята, давно играете в магазин и знаете, что деньги нужны для покупок. Мне интересно всё ли можно купить за деньги? Давайте поиграем и узнаем, что можно купить за деньги, а что нет?
Игра «Что можно купить за деньги?
Воспитатель: Если предмет, который я назову, можно купить за деньги вы - хлопаете, если нет - топаете (молоко, любовь, сахар, пряники, радость, солнце, книги, игрушки, одежда, дождь, конфеты, хлеб и т. д.).
Воспитатель: Ребята, а расскажите, пожалуйста, Лунтику и гостям, почему вы не хлопали, когда я говорила такие слова как: любовь, радость, солнце, дождь?
Дети: высказывают свое мнение.
Воспитатель: Хочу с вами поделиться одной историей и внимательно послушать ее.
«Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации мужчины ходили охотиться на мамонта, а женщины ждали своих мужей в пещере у очага. Денег тогда не было. Совсем! Человек жил своим трудом: учился обрабатывать землю и выращивать различные съедобные вершки и корешки; пробовал создавать посуду и предметы домашнего обихода, учился шить одежду. Много дел и не у всех всё получалось отлично. Как и современного человека, у древних людей имелись свои склонности и таланты: кто-то лучше охотился, но не умел лепить глиняные горшки; а кого-то прекрасно получалось обрабатывать шкуры и шить из них одежду, но совсем не поучалось выращивать овощи. Тогда людям в голову пришла замечательная идея – меняться теми благами, что у них в достатке, на те, что оказывались необходимыми. К примеру: я тебе - зайца, а ты мне - большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер - предшественник современных денег или по-другому – обмен».
Воспитатель: Не всегда обмен или бартер казался людям справедливым. Ведь верно, кто-то за мамонтом весь день бегал, добывал, разделывал, до пещеры нёс добычу, а в обмен ему предлагали бусы из ракушек. Возникали споры, в ходе которых люди постепенно понимали, что необходимо одно общее средство обмена. В разные времена деньгами служили разные предметы. А какие мы можем узнать из видеоролика, поехали в кинотеатр? Не забудьте денежки, чтобы заплатить в терминале самообслуживания.
Дети отправляются на выбранном транспорте к экрану телевизора, оплачивают вход через терминал. Терминал можно автоматизировать при помощи гостей-наблюдателей.
Видеоролик про предметы заменяющие деньги в различных странах (морские раковины, шкурки животных, драгоценные камни).
Воспитатель: Теперь, когда мы узнали и о прошлом денег, предлагаю отдохнуть и поиграть.
Физминутка:
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам)
Рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью полевой и наоборот)
И мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).
Воспитатель: Замечательно, теперь мы знаем о деньгах и их истории, где живут деньги и на что их можно потратить. У Лунтика даже глазки заблестели от того, как много нового узнал о деньгах. Наверное, ему не терпится что-то купить, много, сразу и всё как той девочке Жене из сказки «Цветик-семицветик». Как вы думаете, ребята, получится ли у него купить за раз много-много игрушек? А сладостей? Что если Лунтик потратит все деньги зараз?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, денег не хватит. А если хватит сегодня, завтра денег у него больше не будет. Что нужно Лунтику ещё узнать?
Дети: Деньги нужно экономить, правильно распределять, копить.
Воспитатель: Давайте поиграем с мячом и вспомним, где хранят и накопляют деньги?
Игра с мячом «Где живут деньги?»
Воспитатель: Зачем копить деньги? А как можно заработать деньги?
Дети: Ответы детей продолжают игру с мячом.
Рефлексия: предоставить детям право выбора купюры с эмоцией, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности. Купюры крепятся к кошелю-плакату, который дарят Лунтику.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!