Тамара Кривенда
Занятие по речевому развитию «Русские богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Обобщать представление о защитниках Отечества.
Продолжать учить умению составлять описательный рассказ по схеме.
Развивать связную речь детей. Упражнять детей в подборе слов, характеризующих личностные качества человека.
Формировать умение видеть художественные средства через образы.
Вовлечь детей в творческую работу по вхождению детей в творческий образ.
Воспитывать чувство гордости за свой народ. пробуждать в детях желание стать в будущем защитниками Родины.
Публикация «Занятие по речевому развитию „Русские богатыри“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа.
Чтение былин и героических сказок о русских богатырях в пересказе для детей И. В. Карнауховой.
Рассматривание репродукций картин: "Богатырь" и "Богатыри" Виктора Михайловича Васнецова.
Прослушивание отрывка из музыкального произведения М. Мусоргского "В стольном городе во Киеве", отрывка из оперы Гречанинова "Добрыня Никитич".
Заучивание стихотворения "Три Богатыря".
Дидактическая игра "Одень богатыря в доспехи".
Рисование на тему: "Илья Муромец".
Ручной труд: изготовление из бумаги богатырских коней и богатырей.
Совместная работа воспитателей. родителей и детей: создание макета "На заставе богатырской". карты "Русь изначальная".
Материал: Репродукция картины В,М,Васнецова "Богатыри", картинка с изображением богатыря, карточка-схема для составления описательного рассказа. Дидактические пособия: дуб со съёмными листочками, сундук, богатырское снаряжение, клубок ниток.
Ход занятия.
- Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать во времена стародавние, в Древнюю Русь.
А вы, ребятушки, ко мне повернитесь. становитесь рядком да поговорим ладком о делах старинных да о богатырях былинных.
Кого из богатырей вы знаете? (Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянович, Вольга Всеславович и др.)
- Почему их прославлял народ в былинах? (Были очень сильные, смелые, могучие, защищали землю русскую, старых и слабых.)
- Правильно. Богатыри обладали могучей силой, защищали Русь-матушку от врагов.
А жили они не в сказочном царстве
А в русском государстве
Не на море океане
Не на острове буяне
А в стольном граде-Киеве.
Там на пригорке рос дуб зелёный
Под дубом сидел бык печёный
Да волшебным клубочком играл,
А потом и нам отдал.
Вот этот клубочек. Он поможет нам дорогу к богатырям найти. Бери. Катенька, клубочек, да кати его по прямой дорожке. А мы пойдём.
Катя: Катись, катись клубочек
Катись через лесочек
Приведи нас к богатырям.
- Ой, ребята, а что вы здесь видите? (Дуб зелёный, а под дубом сундук.)
- Давайте посмотрим, что в нём лежит. Ванечка, открывай сундук.
- Дети, какие необычные старинные вещи в сундуке!
А сейчас присядьте на пенёчки и полюбуемся ими.
Ксюша, подойди к сундуку, достань старинную вещь, покажи ребятам и назови её.
- Кто ещё достанет необычный предмет из сундука?
- Даша, а что тебе приглянулось в сундуке?
- А теперь ты, Настя, покажи. (Дети по очереди достают предметы, называют их и раскладывают на скамейке под дубом.)
- Ребята, а как эти предметы можно назвать словосочетаниями? (Богатырские доспехи, богатырское снаряжение.)
- Правильно. Это богатырские доспехи. Скажите, а какая бывает кольчуга? (Железная, тяжёлая, защитная, блестящая и т. д.)
- А меч, какой он? (Длинный, кованый, булатный, острый и др.)
- А кому нужны эти доспехи? (Русским богатырям.)
- Каким должен быть богатырь? (Сильным, могучим, смелым, зорким и др.)
- Посмотрите какой могучий богатырь прискакал к дубу (открываю картинку богатыря).
Сейчас мы будем рассказывать о нём по этой схеме (открываю схему).
Кто расскажет, что обозначают эти значки на схеме? (Рассказ ребёнка.)
- Кто хочет рассказать о богатыре? (Заслушиваются 2-3 рассказа детей.)
- Ребята, вы хотите быть как богатыри?
- А какие богатыри?
- Ребята, в Древней Руси священным деревом считался дуб. Он почитался за могущество, жизнестойкость, давал силу людям.
встанем вокруг дуба, поклонимся, да попросим силушки у него.
Все вместе: Вот могучий дуб растёт
С листьями широкими
С корнями глубокими.
Дуб, дубище, ох у тебя силища.
Дай нам силушки сполна
Чтоб прогнать с земли врага
А нам, молодушкам, богатырей дождаться
Вот дуб ветки наклонил
Нам силушки подарил.
- Прикоснитесь своими руками к дубовым листочкам, погладьте их. Что вы чувствуете? (Сила в руках прибавилась, силушка во всём теле.)
Давайте поблагодарим дуб за его дар.
Дети: Спасибо тебе дуб могучий за дорогой подарок.
А покажите вместе с Димой какими вы стали богатырями.
Физминутка: Богатырь он таков - движениями показывают
Он силён и здоров - силу
Он из лука стрелял - меткость
Метко палицу бросал - ловкость
На границе стоял - зоркость
Зорко-зорко наблюдал
Подрастаем и мы смотри
Станем как богатыри.
- Сейчас я приглашаю вас в мастерскую художника. Пройдёмте со мной. (переходят к репродукции картины "Богатыри")
- Ребята, кто пишет картины? (Художник.)
- Как называется эта картина? (Богатыри.)
- Кто её автор? (Виктор Михайлович Васнецов.)
- Ребята, художники пишут картины. А кто пишет стихи? (Поэты.)
- Ксюшенька любит читать стихи.
Ксюша: Стихотворение "Три богатыря".(Беседа по картине.)
- Дети, кто в центре картины?
- Почему Виктор Михайлович нарисовал Илью Муромца в центре?
- Где находятся Добрыня Никитич и Алёша Попович?
- Чем отличается Алёша Попович от Добрыни Никитича?
- Кто помогал богатырям охранять землю русскую?
- Расскажите какие кони у богатырей?
- Дети, какие чувства у вас возникают глядя на картину?
- Ребята, художник Васнецов написал картину "Богатыри". А мы с вами будем создавать её живыми образами.
Но сначала распределим роли.
Кто будет на картине изображать Илью Муромца?
- А Добрыню Никитича?
- Тогда ты, Ваня, будешь Алёшей Поповичем.
- Кто создаст образ Ильи Муромца?
- Чей образ будешь создавать ты, Даша?
- А ты, Катя?
- Ну а ты. Настенька, будешь художником-пейзажистом?
Пройдите на свои рабочие места. (Включить музыкальную фонограмму "Богатырская сила" Стаса Намина.)
Дети создают картину "Богатыри" живыми образами.
- Девочки, давайте отойдём и полюбуемся нашей "живой" картиной.
Похожа ли наша картина на картину художника В. М. Васнецова? Чем?
- Чем они отличаются?
- Вам нравится созданная картина?
- Мне тоже очень понравилась картина. Она получилась яркая и выразительная. Давайте её сфотографируем на память. (Фотографируют "живую" картину.)
- Вот и подошло наше путешествие к концу.
Поблагодарите ещё раз могучий дуб да землю-матушку что силу нам даёт.
Все вместе: Земля-землица
Малая частица
Наша кормилица
Укажи нам путь домой
В детский садик наш родной.
Дети выходят из группы за мальчиками-богатырями.