Ирина Куварина
Занятие как форма работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие как форма работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Содержание работы по грамматике в конкретной возрастной группе имеет свою специфику. Это отражается и в комплексных образовательных программах дошкольного образования. Так в соответствии с программой «Детство» содержанием образовательной деятельности по развитию грамматически правильной речи является:
Публикация «Занятие как форма работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1. У детей четвёртого года жизни – согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детёнышей в единственном и множественном числе; использовать в речи простое распространённое предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.
2. У детей пятого года жизни – использование в речи полных, распространённых простых с однородными членами и сложноподчинённых предложений; использование суффиксов и приставок при словообразовании; правильное использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов.
3. У детей шестого года жизни – грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные, слова, имеющие только единственное или множественное число, глаголы «одеть» и «надеть» и др.
4. У детей седьмого года жизни – умение образовывать сложные слова посредством слияния основ; самостоятельное использование в речи разных типов предложений в соответствии с содержанием высказывания.
Для прогнозирования и наиболее эффективной организации этой работы необходимо определить уровень сформированности у детей грамматического строя русского языка. Мы разделяем точку зрения о том, что несмотря на многообразие форм обследования, наиболее целесообразным средством диагностики сформированности различных грамматических навыков является выполнение дошкольниками игровых заданий и упражнений, примеры которых предложены М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, О. И. Соловьёвой и др. Т. о ведущим средством формирования грамматического строя речи является обучение, а формой – занятие как специальные, так и общей направленности.
А. М. Бородич определил ряд требований к подобным занятиям:
1. Соблюдение временных рамок для грамматических игр и упражнений на занятии.
2. Непринуждённая, живая обстановка.
3. Узкое содержание.
4. Использование наряду с трудными формами твёрдо усвоенных детьми форм.
5. Повторение программного содержания до полного исчезновения той или иной грамматической ошибки.
Приёмы обучения грамматически правильной речи определяются знаниями возрастных особенностей ребёнка. На ознакомительных занятиях главную роль играет образец речи воспитателя, допустимо и прямое указание на трудные формы. В старшем дошкольном возрасте уместно предложить мотивировку учебного задания. Также при работе над формированием грамматически правильной речи используются такие приёмы, как сравнение, исправление, подсказ, употребление сопряжённой, а за ней – отражённой речи.
Одним из направлений работы на занятиях является формирование морфологической стороны речи. В младшем дошкольном возрасте ведущим содержанием работы является обучение изменению слов по падежам, согласованию существительного и прилагательного в роде и числе, употреблению предлогов и глаголов. Для формирования данных грамматических навыков рекомендуется использовать дидактические игры и игры-драматизации. Полезно проводить их с использованием игрушек, так как это позволяет отработать изменение места (в шкафу, под шкафом, положения (лежит, ходит, действий (играет, плачет, а также определить цвет, форму, числовые соотношения. М. М. Алексеева и В. И. Яшина рекомендуют проводить следующие дидактические игры: «Расставим посуду на место», «Угадай, чего не стало», «Во что одеты куклы»; Е. И. Тихеева – «Что изменилось?», «Прятки», «Волшебный мешочек». При освоении грамматических форм, вызывающих затруднение, воспитателю рекомендуется использовать сопряжённую речь, и только потом – отражённую.
В методике обучения на занятиях в среднем дошкольном возрасте по сравнению с младшим нет. Вводятся дидактические игры на усвоение категории одушевлённости-неодушевлённости («Что (кого) видим?», повелительного наклонения («Мишка, сделай!»). Значительное место отводится словесным упражнениям на закрепление категории рода у существительных, согласование прилагательных и существительных, употребление несклоняемых существительных, разноспрягаемых глаголов (хотеть и бежать). Это обусловлено усложнением структуры детской речи и увеличением количества грамматических ошибок на данном возрастном этапе.
К шести годам ребёнок, как правило, овладевает системой родного языка. Трудности возникают только при усвоении нетипичных форм, а также сочетание существительных с числительными (с тремя котятами, местоимениями (ихняя машинка, употребление причастий (нарисоватая, глаголов хотеть, бежать, звонить. Поэтому основная задача педагога в старшем дошкольном возрасте – способствовать развитию у детей элементов логического и отвлечённого мышления, формированию языковых обобщений.
Принимая во внимание специфические особенности овладения синтаксической стороной речи детьми дошкольного возраста, в качестве главной задачи выделяется формирование навыков построения различных типов предложений, умения объединять их в связном высказывании. Основная часть упражнений в этом направлении проводится в старших группах, что связано с совершенствованием синтаксической стороны речи, её большей связностью, контектностью. Это упражнения типа «Один начинает, другой продолжает», упражнение в употреблении мало употребляемых в речи синтаксических конструкций, упражнения в употреблении обобщающих слов перед однородными членами, упражнение в выражении одной мысли разными способами.
Но и на занятиях в среднем и младшем дошкольном возрасте также ведётся работа по формированию синтаксической стороны речи.
Так у детей четвёртого года жизни посредством рассматривания картинок и предлагаемых вопросов по изображённому формируется умение видеть подлежащее и сказуемое, а затем и распространять простое предложение за счёт однородных членов и обобщающих слов.
Пятый год жизни – период становления монологической связной речи, поэтому в содержание занятий входит закрепление умений правильно строить предложение и согласовывать слова в нём, продолжается работа по овладению навыками построения сложных предложений с осмысленным употреблением сочинительных (а, но, и, или, да, то-то) и подчинительных (что бы, потому что, если, когда, так как) союзов.
От уровня сформированности синтаксической стороны речи детей дошкольного возраста напрямую зависит качество их устной речи и процесс школьного обучения.
В дошкольном возрасте дети получают первоначальные представления и сведения о словообразовании. Мы разделяем точку зрения Н. В. Багичевой о том, что в процессе словообразования простое повторение и запоминание малопродуктивно: ребёнок должен познакомиться с этим механизмом, а в дальнейшем – овладеть им. Поэтому целями работы по данному направлению в ДОУ являются: формирование у детей интереса к звучащему слову, развитие критического отношения к своей речи, выбор среди словообразовательных моделей единственно верной.
На занятиях с детьми четвёртого года жизни воспитатель должен способствовать усвоению у дошкольников суффиксального и приставочного способов словообразования, а также познакомить с образованием глаголов от звукоподражательных слов (Киска – мяу-мяу – мяукает).
На занятиях с детьми пятого года жизни проводится обучение разным способам словообразования известных частей речи.
Детей знакомят с наименованиями животных, названия детёнышей которых образовано от другой основы (у лошади – жеребёнок, у коровы – телёнок, у свиньи – поросёнок, приводят примеры детёнышей животных, не имеющих своего названия, например, у обезьяны – детёныш обезьяны. Для этого можно использовать, в том числе, словесное упражнение «Чей детёныш?». В этом же возрасте дошкольникам на примерах показывают, что одно словообразовательное значение могут иметь морфемы разного вида. Это хорошо демонстрируется при изучении лексической темы «Посуда»: сахарница, хлебница (суффикс -НИЦ-, солонка, маслёнка (суффиксы -ОНК-, -ЕНК-).
Основная работа по знакомству детей с типичными способами словообразования проводится в старшем дошкольном возрасте, вместе с тем закрепляются и ранее полученные грамматические навыки. На шестом-седьмом году жизни у детей формируют умение образовывать названия профессий от разных частей речи (игровое упражнение «Назови профессию», дифференцированно употреблять суффиксы существительных мужского и женского рода; дают представления о разных способах образования степеней сравнения прилагательных; знакомят детей с однокоренными словами.
Работа по ознакомлению с законами словообразования мало распространена в практике ДОУ, но ввиду её значимости необходимо привлекать к ней внимание педагогов.