Овчарова Лариса
Занятие из авторской программы «Мы — казаки» «Своеобразие быта казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Подготовить детей к освоению этнокультурных знаний, к восприятию нравственных и эстетических ценностей традиционной казачьей культуры. Закрепить знания детей о предметах казачьего обихода, знакомить с семейным бытом казаков, с бытовой повседневной деятельностью людей в семье, со старинными обычаями казачьего застолья. Формировать музыкальную культуру, интерес к музыкальному казачьему фольклору. Воспитывать гостеприимство, интерес к истории нашего Донского края, к обычаям и традициям казачества.
Публикация «Занятие из авторской программы „Мы — казаки“ „Своеобразие быта казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: экскурсия в музей Казачий Курень
МАТЕРИАЛ: Убранство казачьего куреня; макет казачьего двора, обнесенный плетнем, детские казачьи костюмы, видеоматериал для демонстрации природы Донского края, казачьего куреня, и др. элементов казачьего быта.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: курень, уста, утирка, взвар, дюже, вечерять, каменка, гутарить, балахон.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Хозяйка куреня приветливо встречает детей: Здорово дневали!
ДЕТИ: Слава Богу!
ХОЗЯЙКА: Детушки - касатушки! Проходите. Не стесняйтесь. Поудобнее располагайтесь. Всем ли места хватило? (дети садятся на скамейки)
2. Беседа с детьми о казачьей избе.
- Ребята, а кто мне подскажет, как называют наш край?
-Казачий. Потому что здесь живут казаки. И мы сегодня находимся в казачьей избе. Казачьи, да и все русские избы были построены из дерева, т. к. лесов в России много.
Рубили их с помощью топора из толстых бревен. Казачьи избы называли куренями. Расположение комнат в таком доме шло по кругу, вокруг печки. Внутри куреня насчитывалось не меньше трех комнат: стряпная, спальня,
чистая или зала. Стены делали из нетолстых бревен, обмазывали снаружи и внутри глиной. Пол был земляной, для этого насыпался ровный слой глины и утрамбовывался, каждый год пол смазывался смесью - глины и коровьего
помета. Вначале крылись курени чаканом - камышом, лубом или тесом, а позже железом. Вокруг дома шел небольшой балкончик - балясник. Для отопления зимой и приготовления пищи делали печь-каменку. Труб и
дымоходов печь не имела. Для выхода над печью делалось отверстие - волоковое окно. Помимо волокового окна в курене было еще одно-два окна.
Но стекло было большой редкостью, окна затягивались бычьими пузырями.
Казаки - люди гостеприимные. Всегда рады гостям. И сегодня мы тоже приготовим угощение. А вот кто нам в этом поможет, отгадайте.
3. Загадывание загадок.
Наша барыня - сударыня
Шаста и бела,
Щи да каши наварила
Пирогов нам напекла
(печь - каменка)
Воспитатель:
Без печки курень - не курень
В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности готовили в печке-каменке. А еще каменка обогревала дом, на ней сушили одежду, и обувь, грибы и ягоды. На печке-каменке можно было спать.
- Хотите отведать каши? А в чем я буду варить кашу? (В чугунке)
- Правильно. Он так называется, потому что сделан из такого металла - чугуна. А теперь догадайтесь, с помощью чего я поставлю чугунок в печь.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдает,
Сам в угол идет
(ухват - чапельник)
- А чтобы каша не подгорела, надо угольки в печке помешать. А что мне для этого надо взять?
Черный конь -
Скачет в огонь,
(кочерга)
- Где у нас кочерга? (просит кого-то из детей подать кочергу, ворошит уголь в печи, кладет все необходимое для варки каши, просит подать чапельник и ставит в печь)
ХОЗЯЙКА: Пока варится каша, пойду, поставлю самовар. И давайте с вами отдохнем.
4. ФИЗМИНУТКА:
Народная казачья игра Колечко.
Описание игры: длинный шнур, на нем колечко. Все играющие стоят лицом в круг, двумя руками держатся за шнур. Водящий в середке круга закрывает глаза и медленно поворачивается 3-4 раза, стоя на одном месте. Останавливается и говорит: «Я буду искать».
Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру и кто-либо из детей прячет колечко в руке. Водящий старается угадать у кого
кольцо. Если отгадал, становится в круг, а у кого нашли – тот идет водить.
5. УГОЩЕНЬЕ:
ХОЗЯЙКА: А вот и каша поспела. Милости прошу к столу, (дыхательная гимнастика - дети дуют на кашу)
- Ребята, прежде чем отведать вкусной каши, я напомню вам, как раньше ели в больших казачьих семьях.
В обед за стол усаживалась семья так: у окна, в торце стола сам – отец семейства. Слева от него старый и немощный отец, за которым сын почтительно ухаживает.
Слева от самого сидит уважаемый гость или гости.
Далее, справа и слева вдоль стола, по убывающей: старшие сыновья, средние сыновья, младшие сыновья, затем старшие дочери и снохи, средние дочери, внуки, а замыкает стол сама – жена хозяина. Рядом с нею бабушки. Большинство казаков разных войск ели из своей посуды, но были семьи, где обедали из одной миски. Еда разносилась или передавалась по столу самому - отцу. Он ставил тарелку перед стариком, затем перед гостем или перед тем, кого хотели отметить и почтить. После того как еда была расставлена сам предлагал: «Помолимся». Затем командовал: «Садись». После этого разрезал каравай хлеба и раздавал ломти. Обычно за столом ели молча. Если кто нарушал эти правила, то получал от отца по лбу ложкой. После обеда произносилась благодарственная молитва, а затем за столом разрешалось разговаривать.
Хозяйка угощает детей кашей -дети едят. А теперь возьмите утирки, вытрите свои уста и давайте погутарим)
6. ПОСИДЕЛКИ (музыкальная часть)
Хозяйка: Где гости, там и посиделки, а где посиделки, там и песня. Я хочу узнать настоящие вы казаки или нет, как вы беседовать умеете по казачьи)
Дюже - очень
Взвар - компот
Вечерять - ужинать
Каменка - печка
Балахон – одежда
Идет повторение слов, употребляемых в обиходе казаков, Хозяйка спрашивает понравилась ли каша, уточняет порядок поведения за столом в казачьих семьях.
- А теперь давайте споем задорную казачью песню и спляшем.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ :
Подводит воспитатель, отмечая самых активных детей.