Елена Москалева
Конспект занятия «История новогодней игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа п. Усть – Уда»
Воспитательский час
«История новогодней игрушки»
Подготовила и провела:
Е. В. Москалева, воспитатель
1 квалификационной категории
2023 год
Воспитательский час
Тема: «История новогодней игрушки»
Цель: познакомить с историей новогодней игрушки и традицией украшения елки в нашей стране.
Задачи:
Обучающие : познакомить детей с историей возникновения новогодней игрушки; научить выполнять изделия в технике «декупаж».
Публикация «Конспект занятия „История новогодней игрушки“» размещена в разделах
- Елочная игрушка. Новогодние украшения своими руками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Темочки
Коррекционно-развивающие: развивать творческие способности и интерес к истории простой ёлочной игрушки.
Воспитательные: воспитывать любознательность, позитивное отношение к ручному труду и бережному отношению к народным традициям и обычаям.
Оборудование: наглядный материал (рисунки, схемы, деревянная заготовка,салфетки, клей ПВА, ножницы, лента, краски.
Методы работы: наглядные, словесные, практические.
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Добрый день, ребята, уважаемые взрослые.
-На нашем занятии сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их (дети встают).
-А теперь сядем тихонечко, улыбнемся друг другу. Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что оно будет для вас интересным, полезным и принесет вам много положительных эмоций.
2. Вводная часть
-Скажите мне, ребята, какое время года наступило? (зима)
-Какой самый любимый и долгожданный праздник к нам приближается? (новый год)
-А что является главным новогодним атрибутом в каждом доме? (ёлка)
-Да, скоро лесная красавица появиться в наших домах, принеся с собой радость и веселье. А наряжать ёлку - одно удовольствие. А вот чем её наряжают, узнаем из кроссворда.
1с н е ж и н к и
2г и р л я н д а
3м о р о з
4х л о п у ш к а
5м и ш у р а
6к у р а н т ы
7 е к а б р ь
1. Множество морозных, белых пушинок (снежинки)
2. Цепоцка светящихся фонариков (гирлянда).
3. Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз).
4. Хлопающая елочная игрушка (хлопушка).
5. Украшение для елки (мишура).
6. Они извещают о наступлении нового года (куранты).
7. Первый зимний месяц (декабрь).
- Какое у нас получилось слово? (игрушка).
-Послушайте стихотворение и скажите мне, что может находится внутри этой коробки (показ коробки)
Уложены, укутаны,
Под ватой белоснежной,
Считая дни - минутами,
Спят тихо, безмятежно
Стеклянные создания-
Царевны и лягушки,
А в них - воспоминания
Зарылись, как в подушки.
Но раз в году заветная
Шкатулка открывается,
И тайна разноцветная
По свету разливается.
(Елена Даровских-Волкова)
-Так что же находится в коробке? (новогодние игрушки)
- У меня в руках маленькая коробочка, где находятся игрушки : бусы, шарики, фонарики. Какие же они все красивые и хрупкие. И сегодня мы с вами узнаем, когда появились новогодние игрушки, как они изменялись на протяжении десятилетий.
3. Основная часть.
-Тема нашего занятия - «История новогодней игрушки» (дети читают тему)
До 18 века новый год праздновался 1 сентября. Но был перенесен на зимнее время, в ночь с 31 декабря на 1 января по указу царя Петра Первого. Он же и приказал, чтобы ель стала главным новогодним деревом.
В России наряжать елку начали при императрице Александре Федоровне. Первая елка, украшенная свечами, игрушками и гирляндами, была установлена в Петербурге в 1852 году. Зеленая лесная красавица завоевала сердца всего русского народа. С этого момента наряжать елку стало очень модно.
Первые новогодние игрушки.
- Может, кто-то знает, какими были первые украшения?
- Первые елочные украшения были съедобными: пряники, яблоки, леденцы, комковой сахар. Потом стали придумывать другие: золотили еловые шишки, делали бумажные цветы и искусные поделки из ваты, из картона. Елки украшали красивыми куколками с бумажными лицами, которые приклеивались к телу из кружев, ткани, бисера.
Существовали в России и игрушки из ваты.
Материал накручивался на проволочный каркас. Так создавались фигурки ангелочков, детей, моряков, клоунов.
Елочных игрушек-шаров русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что современному россиянину купить машину. Стеклянные украшения, привозимые из Германии в Россию, стоили очень дорого
Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.
Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона.
В конце 30-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Красная Шапочка, Кот в сапогах, доктор Айболит; звери: белочки, зайчики, медведи, фигурки людей - клоуны, балерины, самолетики, танки.
Также была выпущена серия елочных украшений на восточную тему — это и Аладдин, и старик Хоттабыч.
Во время ВОВ ёлочные игрушки были на военную тематику, чтобы поддержать веру народа в победу.
В 60-е годы на ели красовались овощи: кукуруза, виноград и лимоны, огурцы, помидоры, морковь, горох, баклажаны, перец, лук и чеснок.
В 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды.
В 70-80е годы становятся популярными новогодние игрушки в виде шишек, колокольчиков и домиков, выпускалось множество украшений в виде героев сказок: Коньки-Горбунки, невиданные зверушки и теремки.
Современные же игрушки отличаются большим разнообразием. Огромный выбор форм и расцветок радует глаз и дает возможность составить яркую композицию.
Сейчас большой популярностью пользуются игрушки, сделанные своими руками. В них вложена частица души, тепла, любви, их можно подарить, и они в единственном экземпляре.
Физминутка
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь,
Ну- ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Покрутились, повертелись
И на место приземлились.
-Молодцы, вы полны сил, энергии. Продолжаем.
4. Практическая часть.
Сегодня мы будем изготавливать новогоднюю игрушку в технике «декупаж». Декупаж происходит от французского и обозначает - «вырезать». Соответственно «техника декупажа»- это техника украшения, декорирования с помощью бумажных мотивов, салфеток.
Сейчас я вам расскажу порядок изготовления игрушки и из чего мы будем её делать.
У вас на партах лежат деревянные заготовки в виде шара, а так же салфетки с разными рисунками, клей ПВА, ленточки, кисточки, краски.
Этапы:
1. Берем деревянную заготовку и красим белой акриловой краской тонким слоем с двух сторон.
2. Пока краска сохнет, вы выбираете салфетку, которую будете клеить, подбираете понравившийся вам рисунок и аккуратно обрываете его руками по размеру нашего деревянного шара.
3. Снимаем все слои с салфетки. Оставляем только тот, где рисунок и осторожно прилаживаем на деревянную основу.
4. Аккуратно промазываем кисточкой, макая её в воду, начиная от середины к краям, стараясь разглаживать морщинки и заломы. Аккуратно переворачиваем, кладём на подставочку и повторяем с другим рисунком.
5. Затем клеем ПВА так же промазываем нашу салфетку от середины к краям с двух сторон. Клея стараемся наносить не очень толстым слоем. Ставим нашу заготовку сушить.
6. Когда заготовка полностью высохнет, отрезаем ленточку нужной длины, продеваем её в ушко заготовки и завязываем.
7. По желанию можно украсить боковую сторону шарика.
8. Игрушка готова.
Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с клеем ПВА и термопистолетом (памятки лежат на каждой парте).
Сейчас мы приступаем к изготовлению нашей игрушки. За помощью вы можете обращаться ко мне, поднимите руку, я подойду.
5. Практическая часть (дети выполняют работу).
6. Заключительная часть.
Итог занятия :
-Ребята, у меня есть одна ёлочка и она совсем не готова к Новому году. А давайте мы её украсим вашими игрушками и посмотрим, как она преобразится!
Ребята подходят и украшают ёлку игрушками, которые изготовили.
-Вот какая нарядная красавица получилась, посмотрите, какие у вас получились красивые работы. Наша ёлка засияла, неся нам радость и настроение.
- Вам нравятся ваши работы?
- Я думаю, что и вашим близким они тоже понравятся.
Что мы сегодня с вами делали? (игрушку в стиле декупаж).
На доске написаны слова: «Я узнал», «Знаю, что…», «Мне было интересно потому что.», «Мне занятие понравилось тем, что.»
Выберите слова и дополните его своим ответом.
В заключение Лена прочитает стихотворение:
С Новым годом!
Вновь на пороге Новый год,
Он молодой звездой взойдёт!
Пусть дарит счастье и успех,
Улыбки, юмор, добрый смех!
Пусть каждый день ваш будет светлым,
Приятным, радостным и щедрым!
Пусть будет ярким, динамичным,
Во всём удачным и отличным!
Всех с наступающим Новым годом!
А теперь уберите свои рабочие места.
На этом наше занятие закончилось - спасибо за сотрудничество, мне было приятно с вами работать, все молодцы!