Сибирякова Татьяна
«Где живут звуки». Доминантное занятие по слушанию и обучению игре на дми в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Доминантное занятие по слушанию и обучению игре на дми в подготовительной группе
Составила музыкальный руководитель Сибирякова Т. Ю.
«Где живут звуки!»
Основано и разработано на музыкально педагогических концепциях К. Орфа.
Атрибуты: Лист бумаги, карандаш и четыре стаканчика (стеклянный, деревянный, металлический, пластиковый).
Музыкальные инструменты: Барабан, металлофон и ударно-шумовые музыкальные инструменты для детского оркестра.
Музыкальный репертуар: Аудио запись муз. Тютюнниковой Т. Э. «Гармония»; Аудио запись Сл. и муз. В. Жилин фонограмма «У кого, какая песня»; Муз. М. И. Глинка «Полька».
Программное содержание:
Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянным, стеклянным, металлическим, пластмассовым предметами и музыкальными инструментами. Учить речи – двигательной координации, используя звучащие жесты.
Развивать способности детей к действиям в ситуации музыкально – игрового общения. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха. Развивать у детей метроритмическое чувство, используя речь, движение и детские музыкальные инструменты.
Воспитывать навыки творческой активности, решительности, самостоятельности. Воспитывать ритмический и интонационный слух, навыки инструментального сопровождения речи, социально – коммуникативные навыки.
Ход занятия:
Педагог. : Ребята! У нас сегодня необычный день. Посмотрите, на улице уже похолодало. А вы помните как летом ярко светило жаркое солнышко, а если гремел гром и начинался дождик то все прятались под крышу или убегали в дом. Давайте поиграем с вами в игру «Солнышко, гром и дождик».
Игра «Солнышко, гром и дождик».
Описание игры. Среди играющих выбираются "гром" и "дождик". Все дети гуляют по солнечной полянке под звучащую музыку («Гармония» муз. Тютюнниковой Т. Э.). "Гром" и "дождик" находятся в стороне. По окончании звучания музыки "гром" исполняет ритмическую импровизацию на барабане начало грозы. Дети убегают и садятся на расставленные в определенном месте стулья. Начинается дождик. Второй выбранный в начале игры ребенок исполняет на металлофоне или используя Рейстик «Шум дождя» свою небольшую импровизацию. Кто-то из ребят должен точно воспроизвести "походку" дождика хлопками. Затем этот ритм повторяют все. Только после этого дождик прекращается, вновь светит солнце и дети идут гулять.
Для повторного проведения игры выбираются других детей "гром" и "дождик".
Педагог. : Вы очень хорошо отхлопывали ритм дождика. А слушать вы умеете? (дети произносят приговорку для настройки к слуховому сосредоточению в играх на развитие слухового внимания)
Приговорка.
Дети: Мы тихонечко сидим
И готовим уши,
Потому что мы хотим
Научится слушать!
Педагог: Где, ребята, ваши ушки?
Дети (хором): Наши уши на макушке!
Игра: «Кто больше звуков услышал?»
Описание игры. Дети сидят на стульчиках, сложив руки на коленях, вместе с воспитателем произносят приговорку и закрывают глаза. В течение 30-40 секунд слушают окружающие звуки (шуршание бумаги, переливание воды из стакана в стакан и т. п.). По сигналу воспитателя открывают глаза и перечисляют звуки, которые им удалось услышать, вспоминают, в какой очередности они слышали перечисленные звуки.
Педагог: Ребята! Сегодня я хочу вам рассказать необычную сказку, про невидимок. Эта история проходила в кухонном шкафу. Вы готовы слушать?
(Дети произносят приговорку)
Игра-сказка «Как карандаш со звуками познакомился»
Жили-были четыре братца, четыре волшебника-невидимки. Были они разные, друг на друга совершенно не похожие, а имя носили одно. А фамилии у них совсем не было.
Однажды случилась такая история. Забрались невидимки в шкаф, где хранилась посуда, и давай там шуметь. И шуршали, и звенели, и стучали, и бряцали, в общем, резвились от души.
Вдруг один братец воскликнул: «Это мой дом!» скок – и спрятался в стеклянном стаканчике. Будто его и не было. Второй тут же игру подхватил: «Чур, мой!» прыг – и исчез в деревянном стаканчике. И третий тут как тут: «Дом мой!» - крикнул и мгновенно скрылся в стакане металлическом. А четвертый тоже «Мое жилье!» заявил, влез в пластиковый стаканчик и притаился.
(Во время рассказа по очереди выставляются стеклянный, деревянный, металлический и пластмассовый стаканчики на лист бумаги, лежащий на столе.)
Спрятались звуки в стаканчиках. И, как обычно, неожиданно наступила тишина. В том шкафу, в ящике, жил-был Карандаш Рисовальщик.
(Покажите карандаш).
Он был хорошо воспитанным, и некоторое время терпел это звуковое безобразие. Но когда звуки расшумелись, карандаш не выдержал, встал и отправился узнать, что происходит на верхних полках шкафа. А когда огляделся, то никого не увидел.
(Обвести карандашом лист бумаги по периметру.)
«Если здесь кто-то есть, а я его не вижу, значит, он спрятался и хочет поиграть в прятки.» - подумал карандаш и отправился искать. Он обошел вокруг все четыре стаканчика.
(Обводим карандашом стаканчики, чтобы получилось четыре окружности)
А потом заглянул вовнутрь каждого из них, может быть, кто-то прячется внутри стаканчиков?
(По очереди поднимите каждый стаканчик, загляните вовнутрь, покажите детям и поставьте на место.)
Внутри стаканчиков Карандаш тоже никого не обнаружил. «Вот бы познакомится с невидимкой… Мы наверняка с ним подружимся, и будем играть» - произнес карандаш. Карандаш подошел к одному стаканчику и постучал: «Кто в стеклянном домике живет? Тук – тук - тук…»- спросил он и заглянул в стеклянный стаканчик.
(Постучите карандашом по столу, затем один раз аккуратно ударьте по стенке стеклянного стакана; прислушайтесь к звучанию стекла.)
«Звук!» - услышал он в ответ. Обрадовался карандаш и постучал во второй домик-стаканчик: «Кто в металлическом домике живет? Тук – тук – тук…» И услышал в ответ: «Звук!»
(Дальше ударьте (постучитесь) карандашом по остальным стаканчикам.)
«Очень приятно познакомится, господа невидимки. Меня зовут Карандаш Рисовальщик. А вас как зовут?» И стаканчики ему весело ответили:
(Ударьте карандашом по каждому стаканчику один раз)
«Звук! Звук! Звук! Звук!» Так Карандаш со звуками познакомился. И тут же придумал загадку.
Загадка:
Их нельзя увидеть,
Не возьмешь их в руки,
Можно только слышать.
Кто же они… (Звуки)
(По два раза ударьте карандашом по каждому стаканчику. Уберите стаканчики с листа бумаги и покажите рисунок. В каждом кружочке нарисуйте лицо.)
Когда Карандаш со Звуками подружился, они стали вместе играть. Карандаш стучался в домики-стаканчики и спрашивал: «Кто в домике живет?» А Звуки ему отвечали: «Звук! Звук! Звук! Звук!»
(Предложить детям поиграть со звуками.)
Игра «Кто в домике живет!»
Описание игры. Один из детей стучит карандашом по стаканчику и спрашивает: «Кто в домике живет!». Дети называют звук «по имени и фамилии» хором.
Педагог вызывает ребенка и задает вопрос, например: «Где Деревянный Звук живет?» Названный ребенок стучит карандашом по соответствующему стаканчику.
Педагог: А потом Карандаш придумал новую загадку:
Загадка:
Четыре невидимки в стаканчиках сидят,
Имя у всех одно, а фамилии разные.
Какое одно имя у всех невидимок? А какие фамилии, у этих звуков? Ребята, подумайте и ответе, какие еще бывают звуки.
(Ответы детей, поощрение правильных ответов)
Педагог: Ребята Карандаш Рисовальщик придумал загадку, а мы с вами придумаем песенку со словами загадки. Слушайте и повторяйте за мной слова. Кто хочет придумать и спеть нам песенку.
- Давайте все вместе споем эту песенку!
Распевка: «Импровизация» (на заданное стихотворение)
Четыре невидимки в стаканчиках сидят
Звук деревянный, звук стеклянный,
звук металлический, звук пластмассовый.
Педагог: Звуки такие разные и все они по-своему поют. Давайте споем с вами песню которая называется «У кого какая песня!»
«У кого какая песня!» фонограмма сл. и муз. В. Жилин
Педагог: Ребята в наших музыкальных инструментах тоже спрятались звуки. Давайте подойдем к музыкальным инструментам.
(Дети подходят к музыкальным инструментам лежащим на столах)
Педагог: Ребята скажите в каком музыкальном инструменте живет деревянный звук? А металлический? А шуршащий? Звук гремящий?
Выберите себе инструмент на котором вы хотите поиграть.
(Дети садятся на стульчики.)
Педагог: Ребята мы уже познакомились со звуками и знаем как их зовут. Теперь звуки хотят узнать как вас зовут.
Игра с именами.
Первый вариант: ритмичное отстукивание на ударно-шумовом инструменте имени по слогам. Например: Ма-ша, Ка-ри-на.
Второй вариант: имя и ласковое имя. Например: Ма-ша Ма-шень-ка.
Педагог: Когда музыканты исполняют одну пьесу на разных музыкальных инструментах это называется?
(Дети: оркестр)
Педагог: Давайте и мы с вами поиграем в оркестр. А чтобы нам играть слажено и не сбиваться будем про себя произносить имя Да-ша и Да-шень-ка.
Оркестр ударно-шумовых музыкальных инструментов. (муз. М. И. Глинка «Полька»)
(Когда закончит играть оркестр из-за игровой зоной «кухня» с шорохом и ворчанием выходит Домовой Кузя)
Педагог: Ой, ребята кто это? (Ответы детей) Наверное мы когда играли в оркестр разбудили домового.
Здравствуй уважаемый! (Дети здороваются)
Домовой Кузя: Здравствуйте! Я все слышу, да я домовой Кузьма, но можно просто Кузя. Что это вы тут расшумелись, непорядок получается.
Педагог: Кузя домовой мы с ребятами играем в оркестр на ударно-шумовых инструментах. Видишь у нас много разных инструментов и все инструменты с разным звуком.
Домовой Кузя: (показывает на бубен) А этот инструмент как называется? (спрашивает у детей). А как на нем играют? (дети показывают). Ох, какой же он звонкий. Я тоже хочу с вами играть в оркестр, чур я бубен возьму.
Педагог: Очень хорошо, я тебя научу играть на бубне. Чтобы ты не сбился и не запутался произноси про себя слово «Дом» и ударяй в бубен. Да смотри не отставай слушай музыку и всех ребят.
Оркестр с Домовым (муз. М. И. Глинка «Полька»)
Домовой Кузя: Ох, и славно же мы поиграли в оркестр. А давайте еще повеселимся.
Педагог: Ребята давайте научим Кузю танцевать.
Исполняется любой танец, например «Лавата»
Домовой Кузя: Ох-ох, триста лет мне, а я не разу так не веселился. Спасибо вам ребята. Но вы здесь шумите уже давно, что вы еще тут делали?
(ответы детей)
Я слышал здесь какие то звуки? (ответы детей)
А какие бывают еще звуки? (ответы детей)
Домовой Кузя: Вижу многое вы умеете и знаете молодцы! Оказывается вокруг нас так много звуков! Я бы еще с вами повеселился, но мне пора. Я в другой раз к вам приду, когда вы будете играть в оркестр. До свидания, ребята!
(Уходит)
Педагог: Вот и ушел Домовой Кузя. Ребята вокруг нас живут звуки они очень разные. Всегда где вы бываете, слушайте звуки. А при следующей нашей встрече вы расскажите, какие звуки вы слышали. Это будет ваше домашнее задание. Наше занятие закончилось.