Светлана Пальчук
Занятие «Его величество-уголь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 141
«Детский сад комбинированного вида»
Занятие по ознакомлению с окружающим
«Его величество уголь!»
Подготовила:
Ст. воспитатель МАДОУ № 141
Пальчук С. Н.
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами каменного угля.
Закреплять умения детей обследовать предметы, называть их свойства и особенности.
Поддерживать интерес детей к опытнической работе.
Воспитывать любовь к родному краю.
Материалы к занятию :
Публикация «Занятие „Его величество-уголь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
1. Подносы с каменным углем, сосуд с водой, молоток;
2. Карта кемеровской области;
3. Макет шахты, книги, фотоальбомы;
4. Выключатель, пуговицы, таблетки, краски.
Предварительная работа:
Цикл занятий по темам :
Ход занятия:
Воспитатель: (пальчиковая игра)
«Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!»
А где мы с вами живем? Как называется наш край?
Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать наш край,
поговорим о природных богатствах.
(стук в дверь, забегает Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Ты к нам?
Незнайка: Помогите мне, ребята. Шел я по улице, и увидел как большая машина высыпала какие-то большие камни. Я подобрал один, показал друзьям, но они не знают что это за камень. Говорят, иди в детский сад, там ребята все знают.
Воспитатель: Молодец, Незнайка, что пришел к нам, показывай свою находку.
Незнайка: (показывает камень) Вот он.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за камень?
Дети: Уголь.
Незнайка: Уголь, не может быть, он такой красивый, блестящий.
Воспитатель: А, чтобы ты убедился, что это уголь, пойдем сравним его с нашими угольками.
(подходят к столам на которых лежат угольки)
Вот, Незнайка, это наша лаборатория, здесь мы будем сравнивать наши камушки.
Ребята, возьмите каменный уголь рассмотрите его, расскажите о нем, какого он цвета? (черный, блестящий)
А как вы думаете он твердый или мягкий? Возьми в руки и попробуйте сжать уголек. И ты Незнайка сожми свой камень. Так значит, какой уголек?
(твердый)
Незнайка: Но у меня вот какой большой, а у вас какие-то маленькие кусочки.
Воспитатель: Незнайка, как ты думаешь, что будет если ударить по твоему камню молотком? Давай проверим? (камень рассыпался)
Ребята, как вы думаете, каменный уголь прочный или нет? Давайте проверим, такой ли прочный каменный уголь. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет. ( Ударяет по куску каменного угля молотком: каменный уголь рассыпался на несколько мелких кусочков).
Да, ребята, каменный уголь твердый, но не настолько прочный от удара он рассыпается на мелкие куски. И твой камень, Незнайка, тоже рассыпался на мелкие кусочки. Теперь ты вериш, что это уголь?
Незнайка: Да, но у меня камень морается, вот какие руки грязные.
Воспитатель: Ребята, покажите свои руки, посмотри Незнайка, у ребят тоже руки испачкались, почему? (уголь пачкается) Им можно порисовать. (дети рисуют)
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Пошли пузырьки. Как вы думаете, почему?
В угле есть воздух и при опускании в воду он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки. Уголь утонул, а почему? (Каменный уголь — тяжелый).
Как вы думаете, он растворяется или нет? Как можно проверить? (Помешать воду палочкой).
Помешайте палочкой воду. Меняет ли цвет вода? Так, растворяется или нет каменный уголь? (Не растворяется).
Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.
Ребята какой уголь? (черный, твердый, но не прочный, тяжелый, не растворяется)
Воспитатель: Незнайка, так как называется этот камень?
Незнайка: Каменный уголь. Да, если бы я знал, что просто уголь, то и брать бы не стал, только зря руки замарал! И где его только находят!
Воспитатель: Незнайка, давай вытрем руки. (дети вытирают руки)
Ребята, разве уголь простой камень? (ответы)
Каменный уголь - это не просто камень, это наше богатство, черное золото, полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые пролежали в земле много, много лет. Под землей его очень много. В этом нам поможет убедиться карта. Посмотроите это наша Кемеровская область, Кузбасс.
Незнайка: Смотрите какие-то кружочки, квадратики!
Воспитатель: Такими значками обозначают полезные ископаемые которые находятся под землей. А как вы думаете почему их так называют «полезные ископаемые»? Потому что они приносят пользу. А каких значков на карте больше? (квадратиков) Квадратиками обозначают каменный уголь. В нащем Кузбассе его очень много.
Незнайка: А как его из под земли достают?
Воспитатель: Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а так же и глубоко под землей. Для его добычи под землей стоят шахты — глубокие, темные колодцы. Закройте глаза. Вот так темно и ничего невидно и в шахтах. В стволах шахт устанавливают подъемные машины. От стволов шахт по направлению к залежам каменного угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение. Хочешь, Незнайка, посмотреть шахту, у нас есть макет, уменьшенная копия шахты. (рассматривают макет шахты) Шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до ствола шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Труд шахтеров — очень тяжелый.
Незнайка: Теперь я понял откуда берут уголь, но я не пойму кому он нужен?
Воспитатель: Получить ответ поможет сказка. Слушайте внимательно.
Сказка.
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был Ванюша-Царевич. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю. простой чёрный уголёк.
- Как ты смел принести уголек-замарашку прочь отсюда, об этот уголь только руки марать.
Обиделся мужичок, а уголек еще пуще, да в тот же миг и пропал. Наступил вечер, стало во владениях царя темно, холодно. Потянулся Ванюша чтобы свет включить, а выключателя нет, свечу зажгли всю стену обшарили, нет выключателя, пропал.
- Позвать сюда мудреца главного! Почему во дворце темень кромешная и
и холодно?
-Ваше высочество,электростанции не работают - света нет, топить печи нечем вот и холодно.
- Почему?- топнул ногой Ванюша –Царевич.
- Нет угля, погасли топки.
- А куда делся выключатель, патрон от лампы?
- А они, Ваше высочество, с применением угля сделаны, вот они и ушли с ним.
- Ушли и ладно, зажгите больше свечей, а пока пойдем посмотрим мой портрет. Что такое почему портрет не яркий!
- Ваше Высочество, многие краски из черного уголька делают, а он пропал по Вашей милости, сказал художник.
От всех этих проблем разболелась голова у царевича, послал за дворцовым лекарем. Он пришел, а чемоданчик пуст.
- Как ты смел прийти без лекарств?
- Простите, Ваше высочество, но лекарство с применением угля делают.
Решил царевич бежать из дворца, хвать кафтан:
«Батюшки, ни одной пуговицы!» И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Взмолился Ванюша: «Уголёк, не помни зла, вернись!» Вернулся уголёк, простил царевича и до сих пор служит людям верой и правдой» Вот такая сказка, внимательно слушали? Давайте пройдем к столу и выберем те предметы которые сделаны с применением угля.
( дети показывают: выключатель, патрон, краски, пуговицы)
Воспитатель: Ребята, а разве эти предметы похожи на уголь? (нет) И все таки все эти предметы делают из угля, путем сложной переработки, когда пойдете в школу, вы все узнаете на уроках химии.
Незнайка, ты понял почему уголь – богатство?
Ребята, давайте еще раз расскажем для чего нужен уголь. (ответы)
Незнайка: Да, теперь я знаю, что уголь это богатство – это и свет, и тепло, и многие предметы. Спасибо, ребята, я пойду и своим друзьям расскажу все про уголь.
Воспитатель: До свидания, Незнайка, приходи к нам почаще.