Ирина Трофимова
Занятие для старших дошкольников «Я — гражданин»
▼ Скачать
Цель: - формировать у детей понятия "гражданин", "закон", "права", "обязанности";
- побуждать интерес детей к осознанию своего "Я" в обществе и в других социальных сферах;
- развивать речь детей:
* связную (диалог, составление предложений разных конструкций);
* активизация словаря (государство, гражданин, Конституция, законы, права, обязанности, отчество, документ,, печать, паспорт, свидетельство);
* словообразование (уменьшительно-ласкательные прилагательные, отчеств от имён);
- воспитание волевых качеств: контроль и самоконтроль в процессе выполнения разных заданий;
Публикация «Занятие для старших дошкольников „Я — гражданин“» размещена в разделах
- развивать коммуникативные качества детей, побуждать к общению на любые темы с товарищами и взрослыми, смело высказывать свои предположения, выслушивать собеседников.
ХОД:
-Дети давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга. Здравствуй, Ромочка (проходим с приветствием к каждому ребёнку). Мы не замечаем уже, что каждого называем по-разному. У каждого человека есть своё ИМЯ. А кто нам его дал? (ответы детей)
Обычно, родившимся на свет малышам, имена дают родители, мама и папа. Вы для них кто? А для бабушек и дедушек вы кто (дети дают ответы).
Для каждого человека, большого или маленького, вы кем-то да являетесь. Для меня вы - воспитанники. А, если вы придёте в магазин?.
Д/у "Кто я теперь?" (в театре, в поликлинике, школе, туристической фирме, больнице, автобусе, кинотеатре.)
В России взрослых людей называют не только по имени, но и по ОТЧЕСТВУ.
Д/У "Назови отчество" (если папа Иван, то человек - Иванович и т. д.)
А самое главное, что мы - ГРАЖДАНЕ РОССИИ. Как только рождается ребёнок в нашей стране, он становится ГРАЖДАНИНОМ России, ему (его родителям) выдаётся первый в жизни документ СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ. (показываю, рассматриваем).Обращаю внимание на герб, печать, почерк, качество бумаги, обложку, подчёркивая важность документа.
Когда человеку исполняется 14 лет, он получает следующий важный документ - ПАСПОРТ (так же рассматриваем, обсуждаем).
- А для чего же нужны документы? (дети высказывают свои мнения, воспитатель уточняет, обобщает: чтобы ездить в другие страны, чтобы знали нашу фамилию и имя, чтобы оформлять другие документы.)
- В нашей стране есть законы, которые должны выполняться всеми гражданами России. Главный закон России - КОНСТИТУЦИЯ, где указаны не только права граждан, но и их обязанности.
Предлагаю на примере семьи обсудить, какие у нас есть права и какие обязанности (имеем право гулять, играть, смотреть телевизор, ходить в гости к друзьям. мы помогаем маме мыть посуду, подметать пол, пылесосить.).
- Наша группа похожа на маленькую страну, в своём роде - семья, поэтому у нас тоже могут быть свои правила, права и обязанности. Какие правила уже существуют в нашей группе и дети стараются их выполнять (поиграл - убери игры на место, во время еды не разговариваем, имеем право на прогулку, не обижаем товарищей.).
Вы доказали мне, что у нас действительно маленькое государство с определёнными правами и обязанностями. КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ напечатана в отдельной книге (показываю, давайте мы с вами сегодня сами издадим книгу правил группы (предлагаю детям листы определённого формата, изо материалы на выбор и предлагаю приступить к работе).
-МОЛОДЦЫ! Вы - настоящие ЗАКОНОТВОРЦЫ! (страницы скрепляются в единую книгу правил. Хорошо, если в свободное время дети продиктуют вам, а вы запишите на их страничках формулировку правила).
Книга находится в группе до конца учебного года, дети её перелистывают, обсуждают, добавляют страницы.