Наталья Мушина
Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «В поисках ресурсов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: профилактика эмоционального выгорания
Задачи:
1. улучшить эмоциональное состояние педагогов,
2. познакомить с приемами саморегуляции
3. снять нервное напряжение путём «разблокировки» мышечных зажимов.
4. Познакомить с понятием личностный ресурс
Формы и методы работы:
Комплекс упражнений разработан для педагогов. Продолжительность встречи 1-1.30 часа.
Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из 10-15 педагогов.
Практическая часть:
Психолог: тема нашего занятия сегодня профилактика эмоционального выгорания.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Знакомство. Представление «Имя –ассоциация» (с каким-либо погодным явлением, как типичной ситуацией в стрессовой ситуации» (например, я, Наталья-шторм, я- унылая осень, я-смерч и т. д.).
Разминка «Колокол». Участники встают, берутся за руки, поднимают из вверх, представляют, что они колокол, который преобразует отрицательную энергию в положительную. Все вместе опускают руки вниз, со словами «Бум, представляя, что вместе со словами и движениями выходит накопившееся напряжение.
Упражнение «Посещение зоопарка»»
Цель: снятие мышечного и психологического напряжения
Содержание упражнения: участники встают вкруг друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди, тот передает движения, стоящему впереди и так по цепочке.
1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать движения сверху вниз и справа налево).
2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника)
3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев сбегать вниз по спине).
4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, редкие сильные хлопки по спине).
5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят к воде (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).
7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать ноги и руки).
11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подёргать их).
12. А сейчас посетители идут к выходу и садятся в автобус (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи, затем убрать руки).
Психолог дает определение профессиональному выгоранию, проводит диагностику эмоционального выгорания.
Выгорание наступает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций, без соответствующей разрядки или избавления от них.
Даже если вы заметили у себя признаки эмоционального выгорания, то хочу вас обрадовать, профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным или необратимым.
Для профилактики выгорания нужно приумножать и пробуждать личностные ресурсы. Чем мы с вами сегодня и займемся.
2. Тайна имени. Участникам предлагается вспомнить, рассказать об истории своего имени.
3. Мозговой штурм. «Стрессовые ситуации».
Далее участники работают в микрогруппах с целью выработать способы оптимального решения стрессовых ситуаций.
4. Мини-лекция. Навыки саморегуляции, как способ противостоять выгоранию, стрессу.
Психолог знакомит участников с упражнениями на саморегуляцию и совладания со стрессом. (Дыхательные практики (например, дыхание по квадрату, техники заземления (5-4-3-2-1, антистрессовый массаж и другие по выбору ведущего.
5. Упражнение «В поиске ресурсов»
Психолог знакомит с понятием ресурс. Что такое ресурс?
Ресурс или ресурсное состояние - это такое состояние, в котором мы получаем
доступ к своим внутренним качествам, способностям, возможностям, желаниям и ценностям.
Это состояние максимальной эффективности, драйва, включенности.
• Нет правильного/не правильного, хорошего/плохого ресурса
• Есть подходящий/не подходящий именно Вам ресурс.
Упражнение "Мое ресурсное состояние - это. "
Цель: поиск ресурса.
Участники работают индивидуально, каждый на своем бланке с заданием.
Вспомните ощущение "жизнь наладилась, у меня все есть для счастья. Я полон сил
и энергии. Я понимаю и принимаю себя. Я здоров".
1. Выделите те характеристики, которые описывают Ваше состояние, когда
Вы в ресурсе:
—хорошее настроение;
— прилив сил, энергии;
— уверенность в себе;
— спокойствие;
— энтузиазм;
— радость, воодушевление, восторг;
— внутренняя свобода, раскрепощенность;
— высокая работоспособность;
— творческий подъем;
— способность получать удовольствие от того, что вы делаете;
— открытость, доброжелательность;
— способность легко общаться;
— эмпатия — способность понять чувства другого человека;
— удовольствие от физической активности;
— чувство полноты жизни;
— любовь к людям, к миру;
— удовлетворение от успеха, от того, что вы смогли достичь цели или справиться
со сложной задачей;
— чувство, что вас любят, понимают, одобряют;
— восхищение перед красотой природы или искусства;
— чувство больших перспектив и возможностей, раскрывающихся перед вами;
— способность нравиться себе самому, быть собой, принимать себя таким, как есть.
2. Напишите свои характеристики, описывающие Ваше ресурсное состояние.
3. Упражнение "Что меня истощает?" (подумать и записать, то, что «забирает» энергию).
4. Любимые занятия, которые дают силы (записать)
5. Техника «5 вещей для меня».
Упражнение рассчитано на спонтанность, то есть писать надо быстро и не раздумывать. Скорость помогает преодолеть внутреннее сопротивление.
Перечислите:
Пять хобби, которые вам интересны:
Пять учебных курсов, которые вы хотели бы изучить:
Пять навыков, которыми вы хотели бы овладеть:
Пять занятий, которые когда-то доставляли вам удовольствие:
Пять глупостей, которые вам когда-либо хотелось совершить:
Упражнение «Как Вы справляетесь с трудностями?»
Упражнение «Мои точки опоры». На кого Вы можете положиться, довериться, поговорить по душам?
После выполнения техники «В поиске ресурсов», психолог подводит итог:
Помните! Если кажется, что "все плохо"-это значит, что Вы потеряли доступ к своим Ресурсам, но не сами ресурсы. Ресурсы есть всегда. Надо просто заняться их поисками.
Психолог: и в заключении и добавим себе и своим коллегам настроения, выполним упражнение «Пожелания».
Инструкция: Участники группы высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
Также в конце занятия можно использовать метафорические ассоциативные карты.
Упражнение «Знаки Вселенной». (колода МАК «Знаки Вселенной», автор Т. Мужицкая»)
Психолог: Если задать вопрос вселенной, она обязательно ответит, даст знак.
Сегодня вы тоже можете задать вопрос Вселенной и получить послание свыше.
1. «Вселенная! Пожалуйста, дай мне знак!
2. Улыбнитесь
3. Задайте вопрос, на который хотели бы получить ответ от Вселенной. «Например, как порадовать себя любимую сегодня, «Что ждет меня во время завтрашней встречи с Х? и любые закрытые вопросы.
4. Вытяните 1 карту из колоды, переверните ее.
5. Внимательно рассмотрите карту и соотнесите свой личный вопрос с ответом. На что намекает вам Вселенная? Что она пытается до вас донести? Какую подсказку вы сейчас от нее получили?
6. Поблагодарите себя и Вселенную за увлекательную и полезную информацию и отправляйтесь претворять свои мечты в реальность!
Рефлексия «Мне сегодня…»
Каждый участник завершает фразу: Мне сегодня…