Ольга Николаевна Семенихина
Занятие «Чудесное природы пробужденье» с использованием инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Чудесное природы пробужденье». Тематическое интегрированное музыкальное занятие
для детей подготовительной к школе группы
с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Музыкальный руководитель Семенихина Ольга Николаевна.
Место проведения: ГБОУ СОШ с. Пестравка м. р. Пестравский Самарской области СПДС «Забава»
Цель: Организовать деятельность детей по обобщению знаний о характере музыкальных произведений, средствах выразительности
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Занятие „Чудесное природы пробужденье“ с использованием инновационных технологий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- продолжать учить воспринимать окружающую действительность с помощью музыкальных образов
- развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
- учить детей петь более слаженно, легким звуком без напряжения.
2. Развивающие:
- способствовать формированию познавательного интереса детей средствами музыки и изобразительного искусства;
- стимулировать желание детей высказываться о музыке;
- развивать звуковысотный слух.
- совершенствовать умение в технике оригами.
3. Воспитательные:
-обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки, живописи, литературы.
- прививать любовь к живой природе, бережно относиться к подснежникам.
Методические приемы:
Наглядно – слуховые:
-внесение музыки, фортепиано, синтезатора, голос педагога.
Наглядно - зрительные:
-внесение живописи, картин природы через слайдовые презентации (применение ИКТ)
Словесные:
- художественное слово (стихи, беседа)
Практические:
- музыкально – дидактическая игра, - пение, - танец – импровизация;
Приемы интерактивной деятельности детей: работа индивидуальная, в подгруппах, группе.
Предметно-развивающая среда:
Оформление центральной стены;
подснежника, скворца, ручейка, портрет П. И. Чайковского.
Поделки в технике оригами : птицы по количеству детей, цветок – подснежник по количеству девочек,
травку выполняют все дети на занятии, обязательно по количеству мальчиков.
Музыкальный репертуар:
П. И. Чайковский «Подснежник», Э. Грига «Весна»,
Песня «Скворушка прилетел»
Художественная литература:
Майков «Подснежник».
Наглядно – иллюстративный материал:
• Слайдовая презентация «Весенняя природа в творчестве художников»
( картины: Басов «Весна», В. Большаков «Подснежники»,
П. Еськов «Подснежники»; С. Панин «Апрельский ручеек»)
• Слайдовая презентация фото - картин о природе «Подснежник в лесу»,
• Портрет композитора П. И. Чайковского,
• Материал дидактической игры «Солнышко и дождик», «Музыкальная палитра».
• ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», сопровождаемый симфонической музыкой «Подснежник» П. И. Чайковского
Оборудование:
• компьютер, экран, мультимедийный проектор,
• музыкальный центр, диск,
• синтезатор, фортепиано,
• фланелеграф,
• детские музыкальные инструменты (треугольник, металлофон, колокольчик, трещотка, свистулька, коробочки с крупой, молоточки).
Виды деятельности:
-словесные и двигательные упражнения,
-музыкально – дидактическая игра, - элементарное музицирование,
-слушание музыки,
-пение,
-танец – импровизация.
Использование авторских методик и технологий :
• Карл Орф
• Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование»
• Радынова О. П. «Музыкальные шедевры»
• Информационно – коммуникативные технологии.
Ожидаемые результаты:
- дети знают признаки весны;
- умеют применять полученные знания в играх; сопровождая его речью;
- узнают музыку разных композиторов и сопоставляют с пейзажем; - выразительно декламируют стихи; - непринуждённо беседуют о предложенных картинах; - красиво выполняют характерные танцевальные движения под музыку.
Содержание непосредственно - образовательной деятельности.
С. Басов. Весна. Акварель.
Дети входят под музыку на носочках змейкой по залу «Весной» Э. Грига
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет.
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла…
Дети: Весна!
Входит Весна.
Весна: Здравствуйте ребята! Я Весна - Красна, к вам в гости пожаловала, пришла посмотреть, как ждёте меня, как привечаете. Ну, что ж давайте знакомиться. Я ведь не простая Весна, а музыкальная – спрошу (поёт) : «Как тебя зовут?», а в ответ, на кого покажу, тот имя своё споёт. Так и познакомимся.
Музыкальная игра «Как тебя зовут?»
Ну, вот и познакомились! А знакомые при встрече всегда здороваются.
Давайте и мы поздороваемся.
Коммуникативная игра «Здравствуйте!»
Весна: Ребята, вы входили под радостную, порывистую, взволнованную музыку. Как она называется?
Эдвард Хагеруп Григ
1843 — 1907
Норвежский композитор периода романтизма,
музыкальный деятель, пианист, дирижёр.
Дети: «Весной», композитора Э. Грига
Весна: Как прекрасна весенняя природа! Сколько радости приношу людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях!
Дети читают стихи:
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака! Е. Баратынский
Весна: Приглашаю вас на весеннюю поляну. (Присаживайтесь на стульчики)
Многие композиторы, художники писали обо мне, воспевали меня в своих произведениях. Сейчас мы прослушаем фрагмент произведения. И представим картины о весне (Звучит «Подснежник»). Вы, конечно, догадались, что это за произведение?
Дети: Музыкальное произведение «Подснежник» - великого русского композитора П. И. Чайковского, произведение исполняется на фортепиано.
Петр Ильич Чайковский
1840 —1893
Русский композитор,
дирижёр, педагог.
Дети рассказывают какие картины, они представили.
1. Весной появляются первые цветы - подснежники. Они такие маленькие, нежные, беззащитные; даже не верится, что, когда в лесу кроме снега ничего еще нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.
2. Подснежники. Они первыми спешат выглянуть из-под снега, встряхнуться и зазвенеть на весь мир: " Смотрите, мы живы, мы веселы, мы рады солнышку, весне, жизни". Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше. Ведь музыка звучит то светло, то более тревожно, потому что солнышко светит не всегда, иногда бывает холодно, темно и ненастно.
Весна: Такой увидел весну композитор, а если мы представим наши картины, то какими красками изобразим весенний пейзаж (дети анализируют цветовую палитру красок, изображающих весенний пейзаж)
М/д игра «Музыкальная палитра»
Весна: Посмотрите, какие картины представили и нарисовали художники
П. Еськов. Подснежники
Весна: Дети, какие впечатления у вас появились?
Стихотворение «Подснежник» читает Даша Крестьянкова: Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.
А. Майков.
Арина Уварова: В лесу, где березки столпились гурьбой, Подснежника глянул глазок голубой. Сперва понемножку зеленую выставил ножку, Потом потянулся из всех своих маленьких сил и тихо спросил: «Я вижу погода ясна и тепла. Скажите, ведь, правда, что это весна?»
Вы нарисовали прекрасные картины пробуждения природы. Я думаю, что когда композитор Чайковский писал эту музыку он вот что представлял…
ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», сопровождаемый симфонической музыкой «Подснежник» П. И. Чайковского
Весна: Наша полянка ждет первых цветов, мы по очереди будем называть какая музыка.
Я с удовольствием раздам подснежники, но с огромным желанием тем ребятам, которые дадут самые правильные ответы, (больше прилагательных) рассказывая какая музыка.
Дети отвечают:
(нежная, трепетная, иногда взволнованная, весенняя, мажорная, лёгкая, светлая музыка, радостное, музыка добрая, полетная, как дуновение ветерка, красивая) и пробуждать весеннюю природу.
Весна раздаёт подснежники.
Дети размещают на панно «Подснежники»
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Воспитатель: Полюбуйтесь на полянку, мы подснежники не срываем, а выполняем своими руками, правда ребята, почему? Дети: Потому что они занесены в Красную книгу. Весна: Обрадовалось даже «солнышко» и осветило полянку и солнечные лучики, пригласили ребят прохлопать в ладоши ритм
Прохлопывание ритма : солнышко – ти, ти, та, ти, ти, та, ти, ти, та,ти, ти, та. (магнитная доска и солнышки на магнитиках) – в ладошки. Выкладывание ритмического рисунка. Пропевание.
Весна: Погода весной очень неустойчивая (показывает картинки из д/игры, то ярко светило солнышко, то его тучки заслоняют. От этого настроение, то грустное, (музыка звучит в миноре, то весёлое (в мажоре). Игра заканчивается мажорным звучанием под музыку! Всё таки солнышко осталось на небе! Распевка с М д/игрой «Солнышко и тучка» (мажор и минор)
Хотите, чтоб капель звучала, согните прутик из металла Его на нитке закрепите и с удовольствием звените. (Треугольник) Он в России знаменит, в тройке под дугой висит. (Колокольчик)
Встали клавиши в рядок, молоточек скок поскок, раздается нежный звон, так поёт. (Металлофон) Воспитатель: Замечательно! Вы отгадали все загадки. Какие явления природы можно озвучить с помощью этих инстру (Звон капели, пение птиц, звон ручья). Весна. А сейчас, ребята, попробуем создать вместе свою весеннюю музыку. Звучит музыка «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.
Дети играют на музыкальных инструментах.
Весна: А ещё к нам с юга прилетают перелётные птицы.
Пальчиковая гимнастика «Птицы прилетели»
Наши скворушки стосковались по родным местам Дети берут оригами – птицы и приклеивают на панно. Даша Чернуха. Прилетели скворцы – Молодой весны гонцы Червяков они клюют И поют, поют, поют
Песня «Скворушка прилетел» Весна: Ребята вы слаженно пели, старались. Детский смех и тут и там, Как я рада всем гостям! Вижу: вы мне тоже рады! Вот какие наши дети веселее всех на свете.
Панин Сергей. Апрельский ручеек.
Звучит музыка Грига «Ручеек» игра «Ручеек»
Весна: Самое чудесное, когда просыпается природа – это появление зелёной травки. Выполним в технике оригами травку из зелёной бумаги.
За столами дети выполняют травку в технике оригами.
Весна: Ребята, посмотрите на весеннюю полянку на наше панно, какое чудесное пробуждение природы, моя мечта, чтобы всегда была в душе Весна у ребят и гостей, весной мы мечтаем о любви, о счастье.
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поет.
А. Толстой
Вот и сейчас сосчитаю раз, два, три – ты Природа оживи.
Звучит П. И. Чайковского «Подснежник».
Танец импровизация «Чудесное пробужденье природы»
(девочки с подснежниками, мальчики с «зелёной травкой»).
Подведение итогов занятия
Муз. рук. – Весна: Наша встреча подошла к концу. Понравилась ли я вам? Понравилась ли вам моя весенняя музыка и весенние стихи? А помогала нам, музыка каких композиторов? Дети: Эдварда Грига, П. И. Чайковского.
Муз. Рук. – Весна: Сегодня очень много говорилось о весне. Я думаю, что мы ещё больше полюбили это прекрасное время пробуждения природы. Весной хочется любить, делать добрые поступки, веселиться, мечтать и дарить подарки.
В сказке двенадцать месяцев девочка набрала целую корзину подснежников и передала вам ребята, примите эти прекрасные цветы.
Подарим подснежники, созданные нашими руками – гостям,
чтобы у них появилось прекрасное весеннее настроение.
Литература:
1. Каплунова, Новоскольцева «Праздник каждый день» подготовительной группы 2010 г
2. // «Музыкальный руководитель» 2014г
3. Мерзлякова, С. И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников»//«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
4. Радынова, О. П. «Музыкальные Шедевры» 2010 г.
6. Скопинцева, О. А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О. А. - Волгоград, 2010
7. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10
8. Тютюнникова,Т. Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с. 4