Ольга Ларионова
Занятие-беседа «Необычное путешествие по выставке» в рамках занятия по разделу «Слушание музыки»
▼ Скачать
ЗАНЯТИЕ –БЕСЕДА
Для детей подготовительной группы
«Необычное путешествие по выставке»
(Беседа проводится как часть музыкального занятия)
Задачи музыкальной беседы :
o учить вслушиваться в музыку, понимать ее характер, содержание.
o развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
o формировать творческое воображение, представляя художественный образ, который заключается в музыкальном произведении.
Публикация «Занятие-беседа „Необычное путешествие по выставке“ в рамках занятия по разделу „Слушание музыки“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
o воспитывать любовь и интерес к классической музыке.
o учить детей отзываться, высказываться о музыке, формировать словарь терминов.
o формировать музыкально – эстетический вкус,
o продолжать поддерживать личностный контакт с детьми.
Перед проведением беседы воспитатель готовит наглядный материал с иллюстрациями картинок Гартмана с выставки в Париже. Они закрыты листами ватмана.
(Я обычно использую показ цикла «Картинки с выставки» в инструментовке Мориса Равеля. Мне кажется, что для детей это более выразительный, понятный, доступный вариант)
Музыкальный руководитель - Ребята! Нам с вами сегодня очень повезло: к нам приехала необычная выставка. вот они, эти картины! (раскрывает мольберты). «Что же здесь необычного?»,- скажете вы. – «Картины, как картины…» А дело в том, что на такой же выставке побывал известный русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Вот его портрет (показывает портрет). Что из этого вышло, сейчас узнаем… (тихо звучит первоначальная «Тема прогулки», на фоне музыки музыкальный руководитель продолжает) – Давайте рассмотрим, что художник изобразил на своих рисунках. (Дети смотрят, делятся впечатлениями).
Музыкальный руководитель – Вот видите, вы свои впечатления от увиденного высказали словами, а композитор решил музыкой изобразить то, что ОН увидел на выставке. Посмотрите, на этой картинке нарисованы часы в виде избушки на курьих ножках. Модест Петрович увидел не только избушку, но и ту, кто живет в ней. Как вы думаете, кто это? (ответ) Ну конечно же, Баба Яга! Вот она выглядывает из избушки, выскакивает из неё, садится в ступу, ступа раскачивается, раскачивается, и – взлетает! (звучит отрывок - 1 часть пьесы). Как вы думаете, у Бабы Яги хорошее настроение? (ответ) Верно, ступа как будто пляшет. А куда же полетела ступа с Бабою Ягой? (ответ) Я думаю, что она осматривает свой волшебный лес… Непроходимая чаща, то здесь, то там вспыхивают глаза невиданных зверей, слышатся таинственные звуки (отрывок из средней части). Правда же здорово композитор изобразил сказочный лес! Мне кажется, что даже словами этого так не описать!
А вот посмотрите: на картине – эскизы костюмов птенцов для балетного спектакля. Композитор «оживил» и эту картинку! Назвал он свою пьесу очень забавно: «Балет невылупившихся птенцов». Послушайте, какие неуклюжие, смешные, но очень проворные и непоседливые получились у Мусоргского птенчики! (отрывок). Вам понравилась музыка? А что в ней забавного? Мы с вами обязательно в конце занятия потанцуем под эту музыку и вы покажите, как ВЫ представляете этот балет.
Вот ещё картинка. На ней изображен проект ворот в древний Киев. (А помните, вам читала Наталия Ивановна, что именно в Киеве собирались русские богатыри) И эту картинку Модест Петрович Мусоргский «оживил». Называется она «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Торжественно, величественно звучит музыка, как будто на праздник собирается народ, среди них много богатырей, они, наверно, будут меряться силой. (отрывок 1 части) Завершается весь цикл колокольным перезвоном – радостным, торжественным, праздничным. Помните, перед Пасхой мы слушали с вами «Малиновый звон» колоколов. Здесь очень похожее праздничное, радостное звучание. (отрывок финала).
Ребята, а вам понравилось? А какая музыка вам больше всего понравилась? Мне интересно узнать, как внимательно вы слушали музыку (отрывки из музыки только что прослушанных «картинок», ребята определяют).
Мне бы очень хотелось, чтобы вы, вернувшись в группу, нарисовали то, что вам больше всего понравилось из сегодняшнего занятия. А в следующий раз мы все вместе посмотрим ваши рисунки и еще раз вспомним музыку. Ну а теперь давайте пофантазируем, как можно было бы станцевать танец невылупившихся птенцов! (Дети импровизируют)
Использованные отрывки из «Картинок с выставки» М. П Мусоргского в инструментовке М. Равеля:
1. Прогулка (1-е проведение)
2. «Баба Яга» (1 и 2 части)
3. «Балет невылупившихся птенцов» (отрывок)
4. «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве» (отрывок начала пьесы и финал)