волошина анна юрьевна
Занимательные математические игры и задачи как средство формирования у дошкольников элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта детей. В настоящее время в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком» безнадежно устарела.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности.
Темочки:
Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоции; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр, занимательных задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.
В процессе математических игр дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Дети с удовольствием включаются в решение простых творческих задач : отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя (Незнайка, Чебурашка). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.
Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Итак, обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных особенностей детей. Использование такого игрового материала помогает взрослому :
-активизировать умственную деятельность ребенка,
-заинтересовать детей математическим материалом,
-развивать и расширять математические представления,
-закреплять полученные математические знания и умения детей в других видах деятельности.
Большинство современных программ уделяют большое внимание использованию игр при проведении занятий. Мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Однако эффективной игра становится в том случае, если применяется в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает как личность. Игровой материал является базой для стимуляции и развития у детей математических способностей.
При подборе игр-занятий нужно учитывать:
-психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста.
-необходимость сбалансированности перегрузки и исключения перегрузок при проведении занятий.
-необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объема программного материала,
-разнообразные методы обучения, объяснительно-иллюстративный, поисковый, эмоциональной стимуляции.
Роль игровых средств в современном обучении возрастает. Психологами доказано, что игровые упражнения помогают ребёнку адаптироваться в учебном процессе и овладевать основами математики. Дидактические игры и упражнения самым тесным образом связаны с учебно – воспитательным процессом. Игра - это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся. Это средство для расширения, углубления и закрепления знаний.
Перечень игр и игровых упражнений, используемых при развитии
элементарных математических представлений у детей :
Игры с цифрами и числами. (Какой цифры не стало?; Путаница ; Исправь ошибку; Убираем цифры; Назови соседей; Число как тебя зовут?; Составь цифру ; Что может цифра?; Собери цветочки ; Чем был — чем стал?; Где живет?)
Игры путешествие во времени. (Живая неделя; Назови пропущенное слово; Какое время года; 12 месяцев ; Цветная неделя ; Вчера-сегодня-завтра)
Игры на ориентировку в пространстве. (Вверху - внизу; Где чей домик ; Добавь слово ; Куда пойдешь и что найдешь?; Кто далеко, а кто близко?; Разноцветное путешествие ; Мяч по кругу)
Игры с геометрическими фигурами. (Найди такой же узор ; Сложи квадрат, круг,треугольник; Каждую фигуру на свое место; Подбери по форме ; Кто больше назовет; Геометрическая мозаика; Найди предметы, похожие на круг квадрат, треугольник и др. ; Почини платье; Заплатки; Угадай по описанию)
Игры на логическое мышление. (Найди такую же фигуру; Чем отличаются; Логический квадрат ;Лабиринты; Реши задачку; Составь из палочек; Чей силуэт?; Четвертый лишний.)
Творческие игровые задания и проблемные ситуации. (Где живет овал; Игралочки ; Волшебные превращения фигур; О чем спорили треугольники.)
Занимательные вопросы, игры-шутки, загадки – шутки. (Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на сообразительность и смекалку, на быстроту реакции и, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения.)
Логические Задачки. (Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.)
Важно, что все занятия должны быть связаны единой сюжетной линией и главными героями. Сопереживая и помогая героям историй, путешествуя или отдыхая с ними, дети незаметно для себя осваивают математические знания и представления, у них развивается мышление, внимание, память, восприятие, речь, формируются графические навыки.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном детстве интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Таким образом, игры и задачи, используемые на занятиях по математике, содействуют развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.