юлия меньшикова
Занимательные игры в воде или пальчиковая аквагимнастика, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аквагимнастика для пальчиков и рук
[/h3] – это занимательные игры в воде.
Суть метода заключается в следующем. В прозрачную емкость наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры 37 градусов, постепенно снижать температуру до комнатной. На дно миски выкладываем любые подручные материалы - пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т. д. предлагаем детям собрать только камушки, либо игрушки, погулять пальчиками по камушкам, выложить узор из палочек и т. д. Включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно увеличивая. Прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой: нельзя намеренно выливать воду на пол; нельзя брызгаться водой; после игры вытереть руки насухо.
Публикация «Занимательные игры в воде или пальчиковая аквагимнастика, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Цель занятий пальчиковой аквагимнастикой : развитие тонкой (мелкой) моторики рук, стимулирование речевых зон коры головного мозга, развитие познавательной сферы ребёнка.
Задачи:
• развивать тактильную чувствительность и сенсорные ощущения;
• формировать навыки подражания, усвоения действий по показу и образцу;
• развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук;
• расширять пассивный словарь;
• активизировать активный словарь
Любую потешку можно обыграть с пальчиками : в воде, сделать массаж, пальчиковую гимнастику («Сорока-сорока», «Ладушки» и др.). Показывать картинки, игрушки, задавать вопросы: кто, что, какие, что делают, как кричат, для чего нужны. Детей постарше учить запоминать короткие стихи, говорить не сокращая слова, не заменяя на звукоподражания. В процессе пальчиковой аквагимнастики ребёнок ощущает приятное воздействие воды, тем самым испытывая чувство психологического комфорта. Важно, что пальчиковая аквагимнастика увлекает ребенка, вызывает интерес, развивает мелкую моторику руки, усидчивость, умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывает прекрасное тонизирующее действие.
Пальчиковая аквагимнастика в стихах не только способствует развитию пластики рук, развитию речи, она прекрасно тренирует память ребенка, способствует развитию познавательной функции, расширению пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь.
Игра «Знакомство с водой»
Поглаживание поверхности воды, ходьба пальчиками по воде, постепенное погружение пальчиков в воду.
Упражнение «Чашечка»
Складываем ладошки в форме чашечки, набираем воду, выливаем воду.
Игра «Рыбка»
Кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
Рыбка плывет в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Игра «Маленькая лодочка»
Обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.
Мы на лодочке вдвоем
К бабе в гости поплывем.
Игра «Дождь»
Пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька.
Лужу резал, лужу резал, Ребро правой ладони «режут» левой и
Резал, резал, не разрезал, наоборот.
И устал Тихо кладут кисти рук на дно емкости.
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук в воде с использованием различных предметов:
• Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
• Массаж ладоней круговыми движениями мяча су-джок:
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!
• Катать бусины между ладоней:
Покатаю я в руках бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
• Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается) :
- Кусается сильно котёнок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Игра «Киска» (2-3 раза мокрой губкой проводить по наружной поверхности от кончиков пальцев до лучевого сустава, затем ребёнок проводит сам)
Как у нашего кота шубка очень хороша,
Чёрная, блестящая, пушистая, лохматая.
«Мяу-у-у»
Ходит Васька серенький, хвост пушистый беленький.
Сядет – умывается, лапкой утирается. «Мур-Мур-Мур!»
Игра «Собери сокровище»
Собираем с детьми «сокровища» (камешки, ракушки, рыбки). Затем называем какое – либо «сокровище» и просим достать его.
Упражнение «Рыбалка»
В контейнере плавают шарики разного размера, с помощью ложки или ситечка вылавливаем сначала большие затем маленькие шарики.
Упражнения «Мамины помощники»
Моем детскую посуду, выполняя круговые движения, затем вытираем полотенцем.
Игровое упражнение «Угадай, что лежит под пеной?»
Оборудование: ёмкость с водой, пена для ванны, игрушки на дне ёмкости с водой
Инструкция педагога:
1. Опусти руку в пену.
2. Возьми любую игрушку.
3. Угадать, что у тебя в руках.
Игровое упражнение «Тёплый - холодный»
Оборудование: тёплая и холодная вода в разных ёмкостях, резиновые уточки (3 штуки, пластмассовые рыбки (3 штуки).
Инструкция педагога:
1. Потрогай воду руками и покажи, где тёплая вода, а где холодная. (При затруднениях педагог помогает)
2. Утята любят купаться в холодной воде. Посади утят в холодную воду.
3. Рыбы любят плавать в тёплой воде. Опусти рыб в тёплую воду.
Артикуляционные упражнения.
«Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде.
«Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по воде в том же направлении.
«Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по воде.