Мякишева Юлия
Консультация логопеда «Учимся отгадывать загадки с детьми от 3 до 7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время на книжных полках магазинов завидное изобилие печатной продукции для детей на любой вкус, любого оформления и любого содержания. И, к сожалению, содержание предлагаемой литературы не всегда соответствует не только указанным возрастным параметрам, но и методическим требования к учебным изданиям.
Сегодня мы попытаемся разобраться какие же загадки можно и нужно загадывать нашим детям.
Прежде чем мы попросим об этом ребёнка, давайте оценим выбранные нами загадки. Будут ли они понятны малышу? Соответствуют ли они его возрасту?
Публикация «Консультация логопеда „Учимся отгадывать загадки с детьми от 3 до 7 лет“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина, качества и свойства, которые дети хорошо знают.
Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
(кошка)
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Длинные уши,
Белый бок.
(заяц)
Беленькие пёрышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петя-петушок)
Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьёт,
Песенки поёт.
(кошка)
Голодна - мычит,
Сыта - жуёт,
Малым ребяткам
Молоко даёт.
(корова)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.
(собака)
На грядке зелёные,
А в банке солёные.
(огурцы)
В шкурке жёлтой,
кислый он
Называется …
(лимон)
Загадки в этом возрасте не должны быть слишком подробными, так как многочисленные признаки ребёнку трудно запомнить и соотнести между собой.
Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Рекомендуем загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки
Белые …
(снежинки)
Стукнешь о стенку -
А я отскачу.
Бросишь на землю -
А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу.
(мяч)
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает.
(петух)
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы, ни ног.
(ёж)
Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
(ветер)
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрёшка)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(машина)
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это?
(репка)
Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка выступать как рассказ о предмете.
В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна : о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге.
Маленькая собачка
Домик стережёт.
(замок) Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(мяч)
Над нами -
Вверх ногами.
Ходят - не страшатся,
Никого не боятся.
(мухи) Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(мороз)
В воде она живёт -
Нет клюва, а клюёт.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(рыбка) Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(иней)
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
(корова) Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он - забияка,
Поутру - часы.
(петух)
Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.
Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.
Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями,
а не птица.
(жук)
Всегда во рту,
А не проглотишь.
(язык)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(поезд)
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет чёрный след.
(карандаш)
Посреди двора
стоит копна
Спереди - вилы,
сзади - метла.
(корова) Быстро грызёт,
Мелко жуёт,
А сама не глотает.
(пила)
Вроде сосен,
вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(лиственница) Молода -
похожа на серп,
Поживёт -
станет, как лепёшка.
(месяц, луна)
Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два признака, по которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.
Вот мы и определили основные отличительные черты загадок и теперь уже знаем, какие загадки нужно загадывать нашему ребёнку в соответствии с его возрастом. Загадки, развивающие его мышление и речь, внимание и наблюдательность.