Виолетта Шаршова
Консультация «Особенности старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывает, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях. Анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что воспитание детей сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества.
Публикация «Консультация „Особенности старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, так как дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка [10, с. 8]. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.
Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
Многие исследователи изучали проблему общения с разных позиций и разными подходами. Объединению детей в коллектив способствуют игры. В игре ребенок приобретает опыт общения, столь необходимый для жизни в обществе, в коллективе. Игра для ребенка своего рода мостик и процесс усвоения правил взаимоотношений, который обеспечивает перенос приобретенных знаний в реальные взаимоотношения со сверстниками [29, с. 73]. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие мышления ребенка.
Очень велико значение игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Развитие ребенка в игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Актуальность проблемы на сегодняшний день и явилась основанием выбора темы исследования: «Особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста», в котором раскрывается сущность нравственного воспитания, методов и приемов воспитания основ культурного поведения старших дошкольников.
Цель данной работы: Изучение особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Особенности взаимоотношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Мы предположили, что осуществляя выбор сверстника для общения и совместной деятельности, старшие дошкольники руководствуются его личными качествами.
Задачи исследования:
1. Теоретическое рассмотрение проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Изучение понятия взаимоотношения в старшем дошкольном возрасте.
3. Экспериментально исследовать особенности общения старших дошкольников со сверстниками.
4. Обобщение и систематизирование полученных сведений.