Анна Ловчикова
Конспект занятия «Замерзание жидких веществ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель исследования:
1. Определить различия в замерзании различных жидких веществ.
2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.
3. Развивать речь, мышление, любознательность;
4. Развивать умение делать выводы, умозаключения;
5. Воспитывать аккуратность в работе.
Материалы:
Разные ёмкости и жидкости : молоко, вода, растительное масло, ложечки для смешивания воды с солью.
Темочки:
Ребята, посмотрите внимательно на то, что стоит на столе? Правильно. Это почтовый ящик. Как вы думаете, для чего он нужен. Пришли письма. Но от кого нужно, отгадать загадки.
загадка:
* Лунная пчела?
* Снежный помощник Деда Мороза?
* Лесной зверек с пушистым хвостом?
Отгадали,теперь с вами прочитаем письма.
1. Лунтик: Почему, когда я пил воду из холодильника у бабы Капы, попадались кусочки льда? Разве вода не жидкая?
2. Снеговик: Как приготовить мороженое? Долго ли держать молоко в холодильнике?
3. Белочка: Почему у мамы растительное масло в холодильнике не замерзает?
А сейчас мы отправимся в нашу «Загадочную лабораторию». Мы станем учеными, и будем исследовать жидкости.
Кто такой ученый-исследователь? (Это – много знающий и образованный человек, который проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.)
Уважаемые коллеги! Нам предстоит трудная задача: узнать, в каких состояниях бывает вода и что она умеет делать с другими веществами.
Вы готовы?
Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Занятие у нас будет необыкновенное, вода нам сама будет рассказывать про себя.
Егор и Лиля: Возьмите стаканчик с водой и перелейте воду в ванночку. Переливайте аккуратно. Льётся вода? Почему? (потому что она жидкая).
Когда вода льётся, мы слышим какой звук? (она журчит).
Вывод: Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют – жидкость.
Диана и Рома: Возьмите другой сосуд. Теперь заполните его водой. Обратите внимание, что форма всех сосудах разная.
Вывод: вода принимает любую форму.
Максим и Соня: налейте молоко и воду в стаканы. Поднесите картину с изображением капельки. Что вы увидели?
Вывод: Вода прозрачная, а молоко – нет
Влад: стакан воды и масла. Как переливается?
Вывод: Масло самое густое
Мы заметили, что все вещества принимают форму сосуда, одни жидкие (вода, а масло самое густое (тягучее).
Данил и Ева: добавьте соль. Интересно, замерзнет такая морская вода? Это и предстоит нам выяснить.
Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде?
* вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха
* растекается, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают,
* прозрачную воду можно сделать непрозрачной,
* через молоко ничего не видно,
* у воды есть температура,
* нам нужна вода: пить, варить пищу и мыться и т. д.).
Я приготовила разные жидкости : воду, молоко, солёную воду, масло растительное.
Все ли вещества могут принимать твердое состояние?
Взять стаканчики:
1. соленая вода
2. масло
3. вода
4. молоко
Определить мерку и налить одинаковое количество жидкостей в стаканчики.
Принести стаканчики с мороза.
Мы сделали первые выводы:
1. Вещества замерзают, но не одинаково быстро.
2. Они различны по твердости: вода стала льдом, а остальные вещества загустели, но не стали твёрдыми.
Молоко замёрзло до состояния мороженого, потому, что оно тоже состоит из воды и жира – вода замерзает, а жир пока не стал твёрдым.
Солёная вода стала замерзать кристалликами льда только по краям формы, значит, соль не даёт замерзать воде. Вот почему солёные продукты в морозилке не замерзают до конца, и солью посыпают лёд на улице, тогда он не замерзает.
Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем дольше время замерзания.
Вода в океане не замерзает, поэтому мы решили оставить всё на ночь, а утром проверить, замёрзнет солёная вода или нет?
Результат: солёная вода и утром осталась не замёрзшей. Так подтвердилось предположение Данила, что солёная вода может совсем не замерзать.
Мне очень хочется узнать:
1. Андрей, что больше всего тебе сегодня понравилось?
2. Что мы можем определить, только посмотрев на вещество? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.)
3. Соня, что было полезным для тебя?
4. Какое пожелание ты бы хотел сказать своим коллегам - исследователям?