Шишлова Мария Альбертовна
Закаливание как один из методов физических процедур для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Среди наблюдений за детьми отмечается, что ребенок, который регулярно принимает закаливающие процедуры различные по роду, намного реже болеет, легче переносит простудные заболевания, быстрее проходит период выздоровления. Важно не начинать процедуры закаливания во время болезни у детей, а также в начальный восстановительный период. Этот вид физической реабилитации можно начинать в период, когда прошел первый курс ЛФК, то есть не ранее 3х месяцев после начала работы с ребенком. Закаливание положительно влияет на детей, они начинают лучше учиться, у них повышается активность, жизнерадостность.
Публикация «Закаливание как один из методов физических процедур для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Физиология такова, что у незакаленных детей при охлаждении возникает сужение сосудов, как кожи, так и в слизистых, и это снижает температуру полости носа на 2 С. Потому как нарушается, снижается кровообращение, снижается и действие лимфоцитов при попадании на слизистые инфекции. В связи с этим у ребенка меньше шансов, что его иммунная система, даже если она абсолютно здорова, сможет дать адекватный ответ на внедрение возбудителя.
Закаливание гарантированно тренирует реакцию сосудов на снижение температуры, у них при снижении общей температуры, падает температура в полости носа всего на 0,3 – 0,5°С.
При закаливании не стоит использовать слишком низкие температуры, важно, чтобы была контрастность температуры при проведении методики. А также обязательна систематичность, так как несистематичные занятия могут только усугубить процессы. Также стоит позаботиться о том, чтобы была вовлечена в процесс вся поверхность тела, не превышать время воздействия холодового агента на поверхности тела, потому как суть не в предельной длительности, а в самом процессе.
Лучше несколько раз повторить процедуру, чем увеличивать время воздействия агента на кожу ребенка. У здоровых детей максимальная длительность – это 10-20 минут, у группы часто болеющих детей – вначале на нерезком контрасте температур – не более 3х минут. Если после закаливания отмечается, что ребенок проживает в слишком отапливаемом помещении, то закаливание положительного эффекта не даст. Нужно, чтобы ребенок постоянно находился в комнате с адекватной температурой воздуха. На сегодняшний день установлено, что адекватной считается температура 18-20°C днем и на 2-4°C ниже ночью. С первого года жизни родители должны приучать ребенка в прогулкам на свежем воздухе, минимальное время для прогулок – это от 3 до 4 часов в сутки. То есть лучше, если это время будет поделено на части, потому как если прогуливать ребенка один раз в сутки, это может привести к переохлаждению, нежелательным последствиям.
Начинать закаливание надо с первых недель жизни - это воздушные ванны во время пеленания, гимнастики, перед купанием. Для этого ребенка оставляют на воздухе раздетым на несколько минут при температуре 22°С с последующим постепенным снижением до 20 °С в возрасте 2-3 мес. и 18°С к 4-6 мес. Для закаливания следует использовать и купание: по окончании ванны уместно облить ребенка водой с температурой на 2-4°С ниже, чем вода в ванне, т. е. начать с t 32-34°C, снижая ее каждые 2-3 дня на 2-3°С. При таком темпе снижения t воды за месяц может достичь 18°С, для грудного ребенка опускать ее ниже не следует. После обливания ребенка следует растереть полотенцем.
Плавание в бассейне закаляет не столько само по себе, сколько в комплексе с воздушными ваннами до и после бассейна.
К обливанию после ванны (2-3 раза в неделю) можно добавить ежедневное мытье ног прохладной водой. Процедуры начинают с t воды 27-28°С, снижая ее каждые 1-2 дня на 2-3°С до конечной температуры 15°С.
Хорошим закаливающим эффектом обладает контрастный душ: смена теплой воды (до 40 °С в течение 30-40 секунд) холодной (14-15°С) - удлиняя ее воздействие на 15-20 секунд. Доводить холодовые воздействия до неприятных недопустимо из-за опасности вызвать негативное отношение ребенка к закаливанию. Любая закаливающая процедура должна вызывать положительные эмоции.
Для дошкольников нетрудно организовать в домашних условиях контрастные воздушные ванны. Для этого в спальне ребенка перед его пробуждением, открыв фрамугу, понижают температуру до 14-15°С, а затем разбудив ребенка, проводят с ним игру с перебежками из теплой в холодную комнату.
Посещение бани предоставляет еще больше возможностей для контрастного воздействия, для детей раннего возраста температура в сауне должна быть около 90°С, длительность пребывания постепенно доводят до 10 минут, сидя на 2-й ступеньке. В русской бане используют более низкие температуры (от 60°С с экспозицией 2-3 минуты до 80°С в течение 6-8 минут). За один сеанс дети посещает парную 2-3 раза, в промежутках они принимают душ или воздушные ванны комнатной температуры или плавают в бассейне с температурой около 25°С.
Моржевание, хождение босиком по снегу - небезопасные виды закаливания. Если родители их проводят, то надо это делать очень постепенно и не допускать продолжительность процедуры более 40-60 секунд.
Закаливание после нетяжелого ОРЗ можно возобновить через 7-10 дней, при заболевании с длительностью температурной реакции более 4 дней - через 2 недели, а после 10 дневной лихорадки - через 3-4 недели.
Снижает ли закаливание частоту ОРВИ? Полностью защитить от заболевания при контакте с новым для ребенка вирусом оно не может. Однако защита от заражения вирусными инфекциями у закаленного ребенка гораздо эффективнее, чем у незакаленного. Поэтому число респираторных заболеваний, особенно более тяжелых, у него будет намного меньше.
Инструктор должен знать основы отнесения детей в группу часто болеющих. И все, как дошкольный коллектив, так и родители понимать, что ЧБД – это не повод пропускать уроки физической культуры, это повод отнестись к ребенку с повышенным вниманием. Часто родители стремятся при отнесении ребенка в группу ЧБД, уберечь его вообще от любых нагрузок, поэтому стремятся освободить его от занятий физической культуры. Это в корне неверный подход, и статистика показывает, что при таком раскладе ребенок будет продолжать болеть. Работать над вопросом стоит совместно с родителями, которые зачастую и приводят неправильной организацией дня ребенка к тому, что его относят в группу часто болеющих детей.
При работе с детьми на занятиях также нужно уделять внимание форме занятия. Главное – это заинтересовать ребенка, не превращать занятие в рутину, чтобы он сам захотел в последующем приходить на занятия и выполнять упражнения. Лучше всего проводить занятия для младших детей в особенности в форме игры, сопровождая рассказами и примерами из популярных и любимых детьми мультфильмов, героев.
Лучше всего, когда инструктор сам, непосредственно разрабатывает или модифицирует уже имеющиеся методики для детей, с которыми ему придется работать. Также важно делить детей на группы, чтобы старшим детям не было скучно. Важно показывать упражнения саму, проговаривать вслух, какие действия дети должны сделать. Хорошо, если а работе будут использованы игрушки, как с назначением, так и без. А также на первом занятии, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, лучше, когда рядом с ним будут его либо родственники, либо воспитатель, которого он узнал уже до занятий.
Очень важное значение и положительный эффект дает закаливание детей. Так ребенок будет привыкать к сниженным температурам, его организм будет адекватнее отвечать на внедрение вируса.