Саванихова Гульнур
Закаливание как форма укрепления здоровья детей в ясельной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Существенная роль в системе физического воспитания детей принадлежит мероприятиям по закаливанию. Под закаливанием понимается повышение устойчивости - адаптации организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов (холод, тепло) вследствие применения комплекса систематизированных мероприятий. Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей.
Публикация «Закаливание как форма укрепления здоровья детей в ясельной группе» размещена в разделах
Цель: укреплять детский иммунитет и общее состояние здоровья, выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.
Задачи:
- Показать возможности укрепления здоровья и профилактики заболеваний через проведение закаливающих процедур в ДОУ. Укрепить здоровье детей посредством закаливания.
- Снизить заболеваемость в группе.
- Развивать выносливость организма при изменении факторов внешней среды.
- Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
С ясельной группы начинается знакомство детей с детским садом. Дети не вылезают из простуд и постоянно цепляют «вирусы». Для того чтобы снизить заболеваемость, в нашей ясельной группе "Малышарики" огромная роль отводится закаливанию. Начну с наиболее доступного вида закаливания - закаливание воздухом. Мы следим, чтобы воздух в нашей группе всегда был свежий и чистый. С этой целью проводим проветривание утром, до прихода детей в детском саду, во время прогулки или сна детей. В утренние часы расставляются тарелки с чесноком и луком в раздевалке, в групповой комнате для ароматизации, так как имеют антибактериальный эффект. Соблюдается температурный режим в группе.
Хождение босиком - нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 10 - 15 минут. Особенно хорошо действует хождение босиком по массажным дорожкам, тем самым мы проводим профилактику плоскостопия.
Закаливание проводится во время гимнастики после сна. По окончанию тихого часа малышам предлагается комплекс упражнений в кроватках. Например, упражнение «Веселые ручки». Дети лежат на спине. Поднимают руки в стороны и опускают вниз. (4 раза). «Ножки»- и. п. –то же. Поочередно сгибать и разгибать ноги. Упражнение «Снегопад» - дети стоят возле кроватки. Медленные приседания с опусканием рук вниз. «Потягушки» - стоя возле кровати поднять руки вверх потянуться за руками – вернуться в и. п.
Также одним из методов закаливания является воздушные ванны. Воздушные ванны длятся 10 минут. Ребенок двигается, бегает одетый в трусики, майку, короткие носочки. Часть времени отводится на гимнастические упражнения из перечисленного выше комплекса.
В игровой форме мы проводим дыхательную гимнастику. Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию. Например, упражнение пузырики. Малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот и так повторяем 2 – 3 раза.
В нашем детском саду для повышения иммунитета детей используется кислородный коктейль. Кислородный коктейль – это сок или любой другой напиток, насыщенный кислородом до состояния нежной воздушной пены. Кислородные напитки заряжают энергией дарят прекрасное самочувствие и укрепляют иммунитет.
Закаливающее влияние на организм ребенка оказывают все гигиенические процедуры: мытье рук, ног, лица, тела ребенка.
Закаливание «умывай-ка». Мытьё рук теплой водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук, после сна. Затем — попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи тёплой и прохладной водой;
Закаливание рук - игры с водой. Игры с водой - одни из любимых детских забав, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С.
Игра «Выжми мочалку». Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.
Игра с мылом. Маленький кусок мыла отпускается на дно тазика. Малыш должен поймать его при помощи собственных ладошек.
Закаливанием воздухом и солнцем мы можем добиться формирования навыков здорового образа жизни детей. На прогулке с детьми проводятся подвижные игры, благодаря которым мы решаем очень много задач: удовлетворение потребности в движении, повышение эмоционального тонуса малышей. При систематическом воздействии солнца и воздуха повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, дождь, жара и др.). Немаловажную роль играет одежда детей на прогулке. Одежда играет большую роль в защите организма от неблагоприятных влияний внешней среды. Она должна обязательно соответствовать сезону и погоде, а также возрасту ребенка. Детям одинаково вредно как перегреваться, так и переохлаждаться. Поэтому с родителями ведется консультация по данному вопросу.
Таким образом, при помощи закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.
Укрепление здоровья детей должно осуществляться при взаимодействии с семьей и дошкольным учреждением. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.