Ирина Чухарева
Закаливание детей в детском саду
Под закаливанием принято понимать воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным факторам среды.
В процессе закаливания вырабатываются защитные реакции в ответ на климатические изменения. Использование отдельных средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные раздражители. Ребёнок становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними, происходит лучшее развитие организма.
Публикация «Закаливание детей в детском саду» размещена в разделах
Природными факторами закаливания являются воздух, вода и солнечная радиация. Самое мягкое воздействие на организм оказывают воздушные процедуры. Влияние воздуха на организм зависит и от его физических качеств: температуры, теплопроводности, влажности, давления, скорости движения и т. п. Более сильным является закаливание водой. Принцип постепенности при использовании этого средства должен выдерживаться особенно тщательно. Закаливание солнцем – эффективный способ оздоровления и полноценного роста и развития, но использовать солнечные лучи нужно осторожно и умеренно, так как они оказывают очень сильное воздействие.
Физиологические механизмы закаливания действуют наиболее эффективно в связи с определёнными, постепенно меняющимися раздражителями. Прекращение закаливающих процедур быстро приводит к утрате защитных свойств организма.
При организации закаливания необходимо соблюдать следующие требования:
• систематичность в течение всего года, с учётом сезонных явлений;
• строгая постепенность увеличения силы раздражителя;
• последовательность раздражения;
• учёт состояния здоровья, типологических особенностей ребёнка, домашних условий и условий детского учреждения (индивидуальный подход);
• учёт эмоционального состояния ребёнка;
• связь с режимом, с организацией всей деятельности ребёнка.
При проведении закаливающих процедур в дошкольном учреждении всех детей по состоянию здоровья делят на три группы:
• 1 – здоровые дети;
• 2 – дети, с которыми закаливание проводится ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам, другим простудным заболеваниям;
• 3 – дети, которым закаливающие мероприятия в условиях детского сада противопоказаны:
• 4 – имеющие острые хронические воспалительные процессы;
• 5 – с пороком сердца;
• 6 – страдающие желудочно-кишечными заболеваниями.
При проведении всех закаливающих процедур воспитатель совместно с медицинскими работниками осуществляет врачебно-педагогический контроль, учёт состояния здоровья, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Закаливание – ведущий метод повышения неспецифической сопротивляемости детского организма к целому ряду неблагоприятных факторов. Прекращение его ведё т к быстрому угасанию выработанных рефлексов:
• у детей 2-3 лет через 10-12 дней,
• у 7-летнего ребёнка – через 12-15 дней.
Виды закаливания, применяемые в дошкольном учреждении.
Воздушное закаливание
Воздушное – закаливание воздухом.
Температура воздуха в группах должна быть:
• до 3-х лет – 22С;
• 3 – 4 года – 21С;
• 5 – 7 лет – 20-18С.
Детей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание доводят до 16С и прекращают.
Воздушные ванны
С детьми 1младшей группы принимают воздушные ванны через 30-40 минут после еды, с детьми 2 младшей группы – через 1-1,5 часа.
Воздушные ванны сочетают с подвижными играми или гимнастикой. Начинают (в одежде – майка, трусы, мягкая обувь) закаливание в одежде и по мере закаливания доводят одежду до трусов, если можно – босиком.
Начинают принимать воздушные ванны с 1-2 минут, постепенно увеличивают до 15-40 минут. Температура воздуха снижается через 3-4 дня. Для детей до 2 лет - доводится до 20С, от 2 до 7 лет – 14-15С.
Воздушное закаливание на 2-3 недели предшествует водным закаливающим процедурам.
Йодо – солевое закаливание для детей младшего дошкольного возраста.
Оборудование:
• 2 таза;
• 2 одеяла;
• ребристая доска или резиновый коврик с шипами;
• дуга для подлезания.
Раствор:
3% настойка йода, соль.
Расчё т: на 5 литров воды – 200г. соли, 10г. йода. Температура воды для ослабленных групп детей - 36С.
Методика проведения:
Температура воздуха в помещении не выше 20С
После пробуждения в постели под контролем воспитателя дети выполняют 3-4 дыхательных упражнения. Затем под дугой ребёнок босиком выполняет подлезание, затем ходьба по ребристой доске или резиновому коврику с шипами. После этого ребёнок выполняет несколько прыжков по смоченному в растворе соли и йода одеялу. Затем проходит по сухому одеялу и вытирает ноги.
Вначале процедуру выполняют ослабленные дети (температура воды – 36С, затем здоровые дети (температура воды – 20С). Каждые 5-7 минут одеяла смачивают раствором.
Контрастное закаливание для детей среднего дошкольного возраста.
Интенсивное закаливание – это кратковременное интенсивное воздействие холодом при местных закаливающих мероприятиях
Методика проведения:
После сна дети босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 сек и более (в зависимости от желания ребёнка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана, вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простынёй. Дети, не желающие вставать в таз с водой или имеющие противопоказания, не делают этого.
Температура воды изменяется по сезонам года от 13-18С в тёплое время года и до 6-10С в холодное время года.
С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор марганцево-кислого калия (розового цвета).
Не рекомендуется проводить это закаливание детям, страдающим хроническими заболеваниями почек, дыхательных путей и носоглотки, обладающим повышенной чувствительностью к холоду.
(Метод разработан НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи. Источник: Дошкольное воспитание 1993, №2.)
Обтирание для детей старших и подготовительных групп.
Перед влажным обтиранием проводят 1-2 недели сухое местное и общее обтирание.
Оборудование:
• таз с водой;
• варежки каждому ребёнку;
• полотенца каждому ребёнку.
Методика проведения:
Воспитатель раздаёт детям влажные варежки.
Дети левой рукой растирают правую руку (вытянутую вперёд ладонью вниз) от кисти, с захватом верхней части плеча и груди (до живота). Дозировка – 5 раз.
Затем дети начинают растирать нижнюю часть правой руки от кисти с захватом под мышки и грудной клетки – 5 раз.
Те же движения повторяют другой рукой.
Затем растирают грудь от подбородка до конца грудины – 5 раз.
Круговыми движениями растирают грудь и верхнюю часть живота – 10 раз.
По команде воспитателя дети встают в круг, передают свою варежку сзади стоящему ребёнку. Растирают друг другу шею (сверху вниз) до середины спины – 5 раз.
Круговыми движениями растирают спину – 10 раз.
Берут полотенце и растирают тело до покраснения.
Температура воды для обтирания:
• зимой: начальная - 30, предельная - 22;
• летом: начальная - 28, предельная - 18.
Температура воды снижается на 1 градус через 3 дня.
Обработка варежек:
в 1% раствор хлорамина замочить на 15 минут, затем прополоскать и высушить. Хранить в мешочке.
Оформление тетради по закаливанию
Тетрадь по закаливанию оформляется таким образом:
• схема закаливание по временам года;
• полная запись методики закаливания;
• список детей для общего закаливания;
• список детей с щадящим закаливанием (ДЧБ, III группа здоровья, стоящие на учёте и т. д.).
Образец:Схема закаливания на сентябрь- ноябрь
№ Ф. И. ребёнка Дни месяца
Температура воды Примечание
1. Иванов Паша + + + + - - 36 36 35 +
2. Кашина Таня + + + + + + + + + +
t воды 34 34 33
t воздуха 20 20 20
ДЧБ
1. Петров Вова + + +
2. Сидоров Женя + + +
t воды 36 36 35
t воздуха 20 20 20
В тетради отмечаются:
• температура помещения;
• температура воды;
• закаляющиеся дети – «+»;
• болеющие дети – «б»;
• дети, находящиеся в отпуске – «о»;
• медотводы – «м».
Если ребёнок из первой группы болел тяжело или долго, после выхода с больничного закаливание для него проводится с повышением температуры воды на 2-3 (по сравнению с той, в которой на момент его выхода после болезни закаляются дети данной группы) в течение 3-4 дней, затем он получает те же процедуры, что и вся группа.
Если ребёнок болел недолго и нетяжело, он сразу же подключается к основной группе. Для детей ДЧБ закаливание назначает и консультирует педиатр.
В графе «Примечание» старшая медсестра или врач пишет продолжительность медотвода, отмечает время перевода детей из ослабленной группы в основную и наоборот.
Медицинские отводы от закаливания
• ангина фолекулярная – 2 недели;
• острый бронхит – 2 недели;
• пневмония – 2 недели;
• гнойный отит – 1 неделя;
• скарлатина – 3 недели;
• болезнь Боткина – 3 недели;
• острый нефрит – 3-4 недели;
• тонзиллит – 2 недели;
Примерная схема закаливания часто болеющих детей
(до 3-х лет)
Температура воздуха в помещении +20С - +18С.
1. Воздушная ванна с утренней гимнастикой (в трусах и майках с короткими рукавами). Продолжительность – 10-15 минут (на зарядку – 6-7 мин).
2. Умывание водой температурой от +28С летом, к концу года снижается до +18С. Зимой температура воды снижается до +20С. Дети старше 2-х лет моют лицо, шею, руки о локтя.
3. Дневной сон летом – на свежем воздухе, зимой – в хорошо проветренной спальне (при температуре воздуха - +15-16 С).
4. Прогулка два раза в день при температуре воздуха - +30С до -15С.
5. В летнее время пребывание под лучами солнца от 5-6 до 8-10 минут в день по 2-3 раза.
6. Зимой контрастное обливание ног (стоп и нижней трети голени) водой температуры +38, +28, +38С – перед дневным сном. Летом – обливание ног после прогулки с постепенным (каждые 5-7 дней на 1С) снижением температуры воды с +28 до +18С.
Источник: «Дошкольное воспитание», 1985г. ,№4, с. 45.
Примерная схема закаливания часто болеющих детей
(старше 3-х лет)
Температура воздуха в помещении +19С - +18С.
1. Воздушная ванна с утренней гимнастикой (в трусах и майках с короткими рукавами). Продолжительность – 10-15 минут (на зарядку – 6-7 мин).
2. Умывание водой с постепенным снижением температуры от +28С летом до +18С зимой. Дети моют лицо, шею, руки выше локтя, верхнюю часть груди.
3. Полоскание рта (дети 3-4 лет), горла (дети старше 4 лет) кипячёной водой комнатной температуры с добавлением лекарственных растений 2 раза в день (утром и вечером). На каждое полоскание используется около трети стакана воды.
4. Дневной сон летом – на свежем воздухе, зимой – в хорошо проветренной спальне (при температуре воздуха - +15-16 С).
5. Прогулка два раза в день при температуре воздуха - +30С до -15С.
6. В летнее время пребывание под лучами солнца от 5-6 до 10-15 минут в день по 2-3 раза.
7. Зимой контрастное обливание ног (стоп и нижней трети голени) водой температуры +38, +28, +38С – перед дневным сном. Летом – обливание ног после прогулки с постепенным (каждые 5-7 дней на 1С) снижением температуры воды с +28 до +16С.
Перечень противопоказаний, для проведения закаливающих процедур
- Негативное отношение и страх ребенка.
- Срок менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки.
- Срок менее двух недель после обострения хронического заболевания.
- Карантин в детском саду или в семье.
- Высокая температура в вечерние часы.
- Для того чтобы закаливающие процедуры дали результат, нужно соблюдать определенные правила закаливания :
- Закаливание должно проводиться систематически, ежедневно.
- Постепенно переходить от слабых раздражителей к более сильным раздражителям.
- Учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
- Обязателен положительный настрой малыша к закаливающим процедурам.
Побудки, закаливающие мероприятия
Гимнастика пробуждения в постели
Комплекс №1 (Зайчишки)
Проснись дружок, и улыбнись.
С боку на бок повернись,
И в зайчишку превратись
(поворачиваются направо, затем налево).
Чтобы прыгнуть дальше всех,
Зайка лапки поднял вверх.
Потянулся и …. прыжок
(тянутся, лежа на спине,
опускают руки вниз).
На спине лежат зайчишки,
Все зайчишки шалунишки:
Ножки дружно все сгибают,
По коленкам ударяют. Вот увидел он лисичку,
Испугался и затих
(прижать руки к груди,
затаить дыхание).
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим
(лежа на спине, движение ногами,
имитирующие бег).
Были вы зайчишками,
Станьте ребятишками
Комплекс № 2. (Медвежата)
Проснись дружок, и улыбнись.
С боку на бок повернись
И в медвежонка превратись
(поворачиваются направо, затем налево).
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили!
Вот так. Вот так
Головой своей крутили
(повороты головой).
Вот мишутка наш идет,
Никогда не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Топ-топ, топ-топ.
(имитация ходьбы).
Мед медведь в лесу нашел –
Мало меду, много пчел
(махи руками).
Мишка по лесу гулял,
Музыканта повстречал.
И теперь в лесу густом
Он поет под кустом.
Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох,
На выдох: «М-М-М».
Были медвежатами,
Станьте же ребятами.
Комплекс № 3. (Я на солнышке лежу)
Солнышко проснулось
И нам всем улыбнулось
(дети улыбаются).
Вспомним солнечное лето,
Вспомним вольную пору.
Вспомним речку голубую
И песок на берегу
( Воспитатель говорит:«Повернитесь на живот, пусть ваши спинки погреются на солнышке»).
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу.
Только я все лежу,
И на солнышко гляжу
(лежа на животе, движения ногами).
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно
(движения руками).
Вышли на берег крутой,
И отправились домой
(имитация ходьбы).
Дыхательная гимнастика:
«Гребля на лодке» (сидя, ноги врозь)
вдох – живот втянуть (руки вперед,
выдох – живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).
А теперь гуськом, гуськом
К умывальнику бегом.
Комплекс № 4 (Дождь)
Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней,
И по крыше бьет быстрей
(ударяют подушечками пальцев одной руки по ладошке другой).
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки
(поднимают руки вверх, потягиваются)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей
(машут руками)
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло
(поворачивают голову направо, налево).
А теперь на ножки встанем,
И большими станем
(И. п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова Ух-х-х).
Комплекс № 5.(Тили-дон)
Тили-тили-тили-дон,
Что за странный перезвон.
То будильник наш звенит,
Просыпаться нам велит.
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна
Помогает здорово.
Мы проснулись, потянулись.
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.
И еще один разок,
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.
Ножки мы подняли,
На педали встали.
Быстрей педали я кручу,
И качу, качу, качу.
Очутились на лугу.
Крылья пестрые порхают,
Это бабочки летают.
Встанем у кроватки дружно.
И посмотрим мы в окно.
Шел петух по двору,
Крикнул нам «Ку-ка-ре-ку!»
Крыльями похлопал,
Ножками потопал.
Ну и мы в ответ ему
Крикнем все «Ку-ка-ре-ку!»
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке.
Движения выполняются в соответствии со словами).
Гимнастика около кровати
Комплекс №1 «Стрекоза».
И. п. – стоя между кроватями.
Вот такая стрекоза,
(встать на носки, руки вверх через стороны)
Как горошины, глаза.
(соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг,
приставить к глазам («очки», повороты в стороны)
А сама, как вертолет,
(вращения предплечьями назад-вперед с полуповоротом
Влево, вправо, назад, вперед. налево-направо; наклоны в стороны)
И на травушке – роса,
(присед)
И на кустиках роса.
(наклоны вперед, прогнувшись)
Мы ладошки отряхнули,
(хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз)
Улетела стрекоза.
(мелкие частые движения кистями, руки в стороны)
Попрыгунья испугалась,
Только песенка осталась.
(руки за голову, наклоны влево-вправо, ладони
сложить рупором и «петь» : «Д-з-з-з, д-з-з-з, з-з»).
Комплекс № 2 «У меня спина прямая».
И. п. – узкая стойка, руки за спину, сплетены в замок.
У меня спина прямая, я наклонов не боюсь
(наклон вперед) :
Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь
(действия в соответствии с текстом).
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два
(повороты туловища!
Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу
(ходьба на месте).
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два
(повороты туловища!
Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать
(действия в соответствии с текстом).
Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина
(наклоны туловища!
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два
(повороты туловища!
Комплекс № 3 «Мы проверили осанку».
И. п. – стойка руки на пояс или за спину.
Мы проверили осанку
(ходьба на носках на месте)
И свели лопатки.
Мы ходили на носках,
А потом на пятках
(ходьба на пятках).
Мы идем, как все ребята
(ходьба на месте,
И как мишка косолапый
(ходьба на внешнем своде стопы).
Потом быстрее мы пойдем
(бег на месте)
И после к бегу перейдем.
(ходьба на месте)
Комплекс № 4 «Веселая физкультура».
И. п. – стоя между кроватями.
Состязание, ребятки,
Мы начнем сейчас с зарядки
(ходьба с резкими движениями рук в стороны,
Для чего нужна зарядка?
(встать на носки, руки вверх – потянуться)
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу развивать
(присесть – встать, держать осанку)
И весь день не уставать!
(наклон назад – выпрямиться)
Если кто-то от зарядки
(бег с высоким подниманием бедра, держать осанку)
Убегает без оглядки –
Он не станет нипочем
Настоящим силачом!
(повороты туловища направо – налево)