Лилия Суздаль
Консультация «Задержка речевого развития. Как распознать ЗРР у ребенка. Как родители могут помочь своему ребенку»
▼ Скачать +Заказ
Задержка речевого развития.
(Как распознать ЗРР у ребенка? Как родители могут помочь своему ребенку)
Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
Публикация «Консультация „Задержка речевого развития, Как распознать ЗРР у ребенка, Как родители могут помочь своему ребенку“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Речь ребенка развивается в определенной закономерности «от простого к сложному» и проходит в своем формировании несколько этапов. Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе, любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду.
Основные этапы развития речи ребенка (от 0 до 3х лет) :
1. (От 0 до 3 мес.) Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны.
2. (От 3 до 6 мес.) Гуление – протяжные негромкие певучие звуки. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. (а-а-а-а, гу-у-у, а-бм, бу)
3. (От 5 до 7 мес.) Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. (ма-ма-ма, бу-бу-бу)
4. (От 11 до 12 мес.) Лепетные слова – переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета. (мама, папа, бобо, бах, ам, дай)
5. (С года до 1,9 мес.) Слова взрослого лексикона – ребенок начинает активно усваивать и применять слова услышанные от окружения (молоко – моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики)
6. (С 1.5 до 2 лет) Элементарная фразовая речь – Малыши на данном этапе начинают произносить полные формы слов. Словарный запас ребенка расширяется, он проговаривает фразы из двух слов, хотя и без согласованности и предлогов (дай пи - дай пить, папа би - папа уехал)
7. (От 2,5 лет) Развернутая фразовая речь - Данный этап характеризуется использованием сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Малыши задают вопросы: (Почему, Где, Когда, Зачем) Ребенок способен использовать в разговоре все части речи, употреблять слова для обобщения. Дети легко запоминают и дословно воспроизводят понравившийся рассказ, передают содержание сказки, могут отвечать на вопросы родителей.
Следует обращать внимание и на состояние словарного запаса ребенка.
Объем словарного запаса ребенка в зависимости от возраста:
• 1 год - 5-9 слов;
• 1,5 года - от 20 до 40 (у разных авторов);
• 2 года - от 50 до 200 слов;
• 3 года - от 800 до 1000 слов;
• 3,5 года - 1100;
• 4 года 1600 - 1900;
• 5 лет 1900 - 2200.
Говорить о задержке речевого развития мы можем в том случае, если в обозначенные сроки, плюс один - два месяца, речь ребенка должным образом не развивается. В первую очередь, нужно понять причины происходящего. Для начала, необходимо посетить невропатолога, чтобы исключить невротическую составляющую. Ведь даже самая минимальная родовая травма шейного отдела позвоночника может привести к задержке развития речи. В данном случае, необходимо пройти лечение у невропатолога и обратиться к узким специалистам: Логопед, психолог, дефектолог.
Если врач исключает такую патологию, нужно заниматься с ребенком самим. Данная задержка может быть вызвана недостатком речевого внимания. В этой ситуации логопед вам поможет, но при продолжении пассивного речевого отношения к ребенку будет и дальше оказывать негативное влияние на его речь.
Для правильного темпового развития речь очень важно :
- Общение с ребенком; («Если с ребенком не разговаривать, то как, он научится говорить?»);
- Эталонная речь взрослых;
- Вызывание речевой инициативы (не следует угадывать желания ребенка, пусть попробует сказать, что ему нужно);
- Чтение книг.
Краткий вывод:
• Вовремя выявленная причина!
• Правильная ее коррекция!
• Лечение у невропатолога (при необходимости!
• Активное участие родителей!
• Взаимодействие с узкими специалистами!
Именно это поможет Вашему ребенку, «выйти из ЗРР» и даст толчок для дальнейшего развития речи. Очень важно понимать, что многое зависит именно от Вас, уважаемые родители. Ваша внимательность и ответственность в сочетании с воздействием узких специалистов самый верный вариант решения данной проблемы.