ЕКАТЕРИНА КАВКАЙКИНА
Задержка речевого равития у детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Кавкайкина Екатерина Викторовна, учитель-логопед МДОБУ «Детский сад №28 комбинированного вида» г. Минусинска Красноярского края.
Задержка речевого равития у детей.
Цель: выявить специфические особенности интеллектуальной и эмоциональной сферы дошкольников с ЗРР.
Проблема ЗРР занимает одно из главных мест в психологии, логопедии так и в детской неврологии, что в настоящее время обусловлено относительной распространённостью этой аномалии развития.
Публикация «Задержка речевого равития у детей,» размещена в разделах
Прежде чем приступить к изложению материала нужно дать представление понятия ЗРР, у детей выражается в замедленном темпе интеллектуального и личностного формирования, сопровождается притормаживанием речевого процесса, и психоэмоцинального состояния. Нужно знать дети с диагнозом ЗРР хорошо обучаемы. На сегодняшний день масса родителей смирилась с тем, что дети говорят 4-5 слов переходят вместо речи на жесты, на звукокомплексы, на звукоподражания. Из раннего детского В два года ребёнок должен говорить предложениями и обобщать предметы.
У родителей которые спокойно с рождения воспитывают своего ребёнка именно с задержкой речевого развития ЗРР очень рано возникают проблемы. Родители должны заметить недуг и направить ребёнка на полноценное обследование и выбрать ему врачей и специалистов. Если же отставание в психоречевом развитии во время не скорректировать, с ростом ребёнка всё больше будет отставать его психика, неизбежны проблемы школьного обучения. Дети с ЗРР страдают инфантилизмом, который отражается на учебной деятельности, его адаптации к новой ситуации, делает его не самостоятельным.
Начиная с двух лет ребёнок быстро накапливает пассивный и активный словарь, постепенно овладевает произношением звуков, граммотическим строем предложения. Всё это происходит в процессе речевой практики, постоянного общения со взрослыми. К концу второго года словарь ребёнка достигает 200-400 слов. Малыш всё лучше и лучше начинает понимать речь.
Во втором полугодии второго года жизни ребёнка на первое место вступает разнообразная самостоятельная деятельность направляемая родителями и тесно связанная с этим восприимчивость малыша к речевым импульсам. В связи с отсутствием речи у детей сразу же наблюдается агрессия, так как ребёнок не может высказать свои потребности ни длинным ни коротким предложением. Дети становятся агрессивными расторможенными. Это вызывает массу проблем, детей приводят к логопеду, минуя невролога. Для детей с ранним нарушением речи, с помощью невролога лечение в разы пойдёт быстрее. В настоящее время разработаны медикаментозные препараты различного действия, которые помогают восстановить речь.
Чем старше ребёнок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям, они отворачиваются, уходят от контакта. У него уже развито стереотипное говорение, стереотип пользования жестами, сформирован комплекс неполноценности. Иногда у детей с ЗРР проявляются аутические черты так как в словаре у ребёнка «мама, папа», но даже эти слова он употребляет редко и неохотно. Нет попыток звукоподражания и междометий, не пытается назвать картинки в книжках. Он разбрасывает карандаши, кубики, пирамидки. Единственное занятие монотонное катание машинок. Очень сложно привлечь внимание у такого ребёнка, но нужно постепенно ненавязчиво провоцировать на речевой контакт.
Из опыта работы с неговорящими детьми
Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребёнок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он всё понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тётю, дедушку, тот тоже поздно заговорил», или «С мальчиками всегда так».
Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит, какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, чётко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: «Я всё делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит». Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребёнка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придётся специально формировать, корригировать походку. Если родитель видит, что ребёнок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу.
В результате проведённых с родителями бесед, были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.
Советы родителям.
1. Больше говорить с ребёнком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание, комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.
2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай ручку. Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребёнку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощё нные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.
4. Пойте ребёнку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр. (Прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивиться увиденному: «Ух ты!» Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: «Ой, ай, уй». Ребё нку позволительно повторять только гласные: О, А, У.
6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
7. Не перегружайте ребёнка телевизионной, видео- и аудио- информацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
8. Не говорите при ребёнке о его отставании.
9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
10. Не дожидаясь, пока ребёнок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький, соотносить цвета, форму (дай такой же, количество (один – много).
11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».
Работа логопеда
Работа с любым ребёнком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи». На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребёнка. Игры типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машинку в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии – на речевое подражание.
Следующий этап – привлечение к занятиям. Работа ведё тся по нескольким направлениям:
- развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
- побуждение речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребёнка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребёнка, рассматривание семейных фотографий;
- побуждение речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завёрнутой бумаге. Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу, расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетом обычных слов (ля-ля, сова);
- работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитие речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединённым общей ситуацией (Мы играем. Мы едим. Моя комната).
- развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);
- стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности;
Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Ещё на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет, ляля ааа (кукла спит). Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово. Ребёнок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.
Приобретение речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребёнка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нём, помогает ребёнку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.