Лучший педагог года

Задержка речевого равития у детей.

ЕКАТЕРИНА КАВКАЙКИНА
Задержка речевого равития у детей.
▼ Скачать +Заказ

Кавкайкина Екатерина Викторовна, учитель-логопед МДОБУ «Детский сад №28 комбинированного вида» г. Минусинска Красноярского края.

Задержка речевого равития у детей.

Цель: выявить специфические особенности интеллектуальной и эмоциональной сферы дошкольников с ЗРР.

Проблема ЗРР занимает одно из главных мест в психологии, логопедии так и в детской неврологии, что в настоящее время обусловлено относительной распространённостью этой аномалии развития.

Публикация «Задержка речевого равития у детей,» размещена в разделах

Прежде чем приступить к изложению материала нужно дать представление понятия ЗРР, у детей выражается в замедленном темпе интеллектуального и личностного формирования, сопровождается притормаживанием речевого процесса, и психоэмоцинального состояния. Нужно знать дети с диагнозом ЗРР хорошо обучаемы. На сегодняшний день масса родителей смирилась с тем, что дети говорят 4-5 слов переходят вместо речи на жесты, на звукокомплексы, на звукоподражания. Из раннего детского В два года ребёнок должен говорить предложениями и обобщать предметы.

У родителей которые спокойно с рождения воспитывают своего ребёнка именно с задержкой речевого развития ЗРР очень рано возникают проблемы. Родители должны заметить недуг и направить ребёнка на полноценное обследование и выбрать ему врачей и специалистов. Если же отставание в психоречевом развитии во время не скорректировать, с ростом ребёнка всё больше будет отставать его психика, неизбежны проблемы школьного обучения. Дети с ЗРР страдают инфантилизмом, который отражается на учебной деятельности, его адаптации к новой ситуации, делает его не самостоятельным.

Начиная с двух лет ребёнок быстро накапливает пассивный и активный словарь, постепенно овладевает произношением звуков, граммотическим строем предложения. Всё это происходит в процессе речевой практики, постоянного общения со взрослыми. К концу второго года словарь ребёнка достигает 200-400 слов. Малыш всё лучше и лучше начинает понимать речь.

Во втором полугодии второго года жизни ребёнка на первое место вступает разнообразная самостоятельная деятельность направляемая родителями и тесно связанная с этим восприимчивость малыша к речевым импульсам. В связи с отсутствием речи у детей сразу же наблюдается агрессия, так как ребёнок не может высказать свои потребности ни длинным ни коротким предложением. Дети становятся агрессивными расторможенными. Это вызывает массу проблем, детей приводят к логопеду, минуя невролога. Для детей с ранним нарушением речи, с помощью невролога лечение в разы пойдёт быстрее. В настоящее время разработаны медикаментозные препараты различного действия, которые помогают восстановить речь.

Чем старше ребёнок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям, они отворачиваются, уходят от контакта. У него уже развито стереотипное говорение, стереотип пользования жестами, сформирован комплекс неполноценности. Иногда у детей с ЗРР проявляются аутические черты так как в словаре у ребёнка «мама, папа», но даже эти слова он употребляет редко и неохотно. Нет попыток звукоподражания и междометий, не пытается назвать картинки в книжках. Он разбрасывает карандаши, кубики, пирамидки. Единственное занятие монотонное катание машинок. Очень сложно привлечь внимание у такого ребёнка, но нужно постепенно ненавязчиво провоцировать на речевой контакт.

Из опыта работы с неговорящими детьми

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребёнок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он всё понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тётю, дедушку, тот тоже поздно заговорил», или «С мальчиками всегда так».

Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит, какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, чётко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: «Я всё делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит». Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребёнка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придётся специально формировать, корригировать походку. Если родитель видит, что ребёнок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу.

В результате проведённых с родителями бесед, были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

Советы родителям.

1. Больше говорить с ребёнком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание, комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.

2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай ручку. Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребёнку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощё нные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.

4. Пойте ребёнку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр. (Прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивиться увиденному: «Ух ты!» Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: «Ой, ай, уй». Ребё нку позволительно повторять только гласные: О, А, У.

6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

7. Не перегружайте ребёнка телевизионной, видео- и аудио- информацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

8. Не говорите при ребёнке о его отставании.

9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

10. Не дожидаясь, пока ребёнок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький, соотносить цвета, форму (дай такой же, количество (один – много).

11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».

Работа логопеда

Работа с любым ребёнком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи». На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребёнка. Игры типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машинку в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии – на речевое подражание.

Следующий этап – привлечение к занятиям. Работа ведё тся по нескольким направлениям:

- развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);

- побуждение речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребёнка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребёнка, рассматривание семейных фотографий;

- побуждение речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завёрнутой бумаге. Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу, расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетом обычных слов (ля-ля, сова);

- работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитие речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединённым общей ситуацией (Мы играем. Мы едим. Моя комната).

- развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);

- стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности;

Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Ещё на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет, ляля ааа (кукла спит). Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово. Ребёнок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.

Приобретение речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребёнка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нём, помогает ребёнку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Характеристика речевого развития детей Освоение связанной монологической речи-это главное направление развития речи на пятом году жизни. Начинается активное словотворчество, происходят.

Использование и значение мнемотехники для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ В дошкольном детстве ребёнку приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений.

Конспект НОД с детьми с ОВЗ (задержка психического развития с речевыми и поведенческими нарушениями) в возрасте 4–5 лет. Конспект НОД с детьми с ОВЗ (задержка психического развития с речевыми и поведенческими нарушениями) в возрасте 4-5 лет. Тема: Осенний урожай.

Нормы речевого развития у детей среднего возраста НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА Основное назначение условного эталона подразумевает соотнести состояние языка, обнаружено.

Особенности речевого развития у детей со стертой дизартрией. В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии,.

Ознакомление детей с ОНР III уровня речевого развития с родственными словами Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР Ш уровня речевого развития - это обогащение словарного.

Помощь речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье. В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей.

Семинар (обучающий) «Условия успешного речевого развития детей» Семинар (обучающий) для воспитателей Тема:«Условия успешного речевого развития детей» Подготовила: В. М. Ганюкова старший воспитатель МКДОУ.

Семинар «Оптимизация речевого режима в ДОУ. Технология речевого развития» СЕМИНАР «Оптимизация речевого режима в ДОУ. Технология речевого развития» Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Задержка речевого равития у детей.
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 11:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задержка речевого равития у детей.» (включая файлы) размещена пользователем ЕКАТЕРИНА КАВКАЙКИНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД