Лучший педагог года

Ознакомление детей с ОНР III уровня речевого развития с родственными словами

Ирина Николаевна Александрина
Ознакомление детей с ОНР III уровня речевого развития с родственными словами
▼ Скачать +Заказ

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР Ш уровня речевого развития - это обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Дети практическим путем учатся устанавливать родственные связи между однокоренными словами. На занятиях предлагались занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, которые помогают раскрыть тему в доступной для детей форме.

Публикация «Ознакомление детей с ОНР III уровня речевого развития с родственными словами» размещена в разделах

Работа над родственными словами проводилась с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Отдельные задания дети выполняли с родителями дома.

Можно предложить следующую последовательность ознакомления детей с родственными словами.

1. Наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте.

2. Упражнения в определении родственных слов в тексте.

3. Упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор.

4. Упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов).

Детям объясняется, что есть слова- родственники. Эти слова чем-то похожи друг на друга. Чем же? Во всех словах повторяется общая часть. Слова-родственники должны звучать похоже. В семье родственники похожи друг на друга. Вы похожи на своих мам, пап, бабушек. Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова- родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Мы слова похожие,

Как родственники схожие.

Мы живем одной семьёй

Поиграть хотим с тобой.

Детям читается стихотворный текст «Яблоко».

На пригорке яблонька стояла,

Яблочко на яблоне поспевало.

Солнышко пригрело – яблоко созрело.

Ветерок подул – яблоко спугнул…

По тропинке яблоко покатилось,

На варенье яблоко пригодилось.

Получилось яблочное варенье,

А пирог с ним яблочный –

просто объеденье!

Детям объясняется, что в этом стихотворении «спрятались» слова-родственники, что они похожи на слово «яблоко». Одновременно на доске выставляется картинка с изображением яблока. Стих читается логопедом во второй раз, и совместно с детьми выделяются родственные слова, а на доске выставляются новые картинки.

Потом с помощью картинок детям предлагается вспомнить и самостоятельно назвать слова - родственники к слову «яблоко».

Для упражнения детей в определении родственных слов в тексте на занятиях использовались следующие стихи.

Солнечное.

Солнышко утром проснулось,

Солнечно всем улыбнулось.

Будет солнечный день-

Подсолнух не прячется в тень.

Солнце по небу гуляет,

Подсолнух за ним наблюдает.

Подсолнечный свой наряд

Солнцу показывать рад.

За грибами.

Наступила грибная пора,

Отправляемся в лес мы с утра.

На опушке-

грибы волнушки,

А вот пеньки,

и на них грибки.

Под дубом гриб боровик,

Под березой грибок подберезовик.

Грибникам про грибы все известно,

И грибам в их корзинках тесно.

А красавец- мухомор

Пусть стоит, как светофор!

Снежное.

Снег, снежинки, снегопад!

Назвать слова я эти рад.

Веселой снежною зимой

Играем мы в снежки с тобой.

Из снега будет снеговик.

Ведь к снегопадам он привык,

А Дед Мороз на Новый год

С собой Снегурочку ведет.

Но улетят вдруг снегири,

И стихнут лютые метели,

Подснежник- первенец весны

Проснется в снежной колыбели.

Лесное

Шел я в лес, пришел в лесок.

Вот растет лесной цветок.

На лесной опушке - ягоды, волнушки.

Уже пора домой идти,

А дороги не найти.

Вдруг навстречу мне лесник,

С лесом он дружить привык.

Лесник дорогу указал,

И домой я побежал.

Березовая роща.

На пригорке в березовой роще

Птичьи песни слышны весной.

Свить гнездо на березке проще,

Чем весны дожидаться зимой.

Все березы весной нарядны,

В косах ленты зелены,

В своих белых сарафанах

Издалека березки видны.

Теплым летом подберезовики

Появляются тут и там.

Грибники соберут эти гвоздики,

Рада роща грибным дождям.

К каждому стихотворению подобраны сюжетные иллюстрации и предметные картинки. Сюжетные иллюстрации во время чтения логопедом стихов выставляются на доске, а предметные картинки находятся на столах у детей. После повторного чтения стихотворения дети самостоятельно выделяют слова - родственники, предметные картинки при этом играют вспомогательную роль. По мере нахождения родственных слов в тексте предметные картинки выставляются детьми на доске. Задание усложняется, если предметные картинки детям не раздаются. В этом случае логопед показывает предметную картинку после того, как ребенок назовет родственное слово, тем самым подкрепляя правильный ответ.

Упражняя детей в определении родственных слов в тексте, можно использовать загадки. Данные загадки были специально составлены к теме «Родственные слова». Детям предлагают отгадать загадку. Найти в тексте загадки слова - родственники к слову - отгадке.

Если песню он поет,

Если паром он чихает,

Значит чашки он зовет

И на чай нас приглашает.

(Чайник)

Вот осиновая роща,

Под осинкой я расту.

В ярком красненьком берете.

Меня заметишь за версту.

(Подосиновик)

Из-под снега в лесочке

Появились цветочки.

Снежок, растай!

Нам проталинку отдай!

(Подснежники)

Длинные и теплые

Сапожник сшил из кожи,

Зимой обуть их сможем.

(Сапоги)

Любит зверь малину, мед.

Очень грозно он ревет.

Летом ходит без дороги,

А зимой он спит в берлоге.

(Медведь)

Прилетят весной скворцы,

Для них построим мы дворцы.

(Скворечники)

Посадили зернышком,

Летом стал он солнышком.

Стоит у дорожки

На зеленой ножке.

С солнцем дружит,

Все лето не тужит.

Осень придет- решето отдает.

В решете зернышки,

Что дружили с солнышком.

(Подсолнух)

Работа с загадками всегда интересна для детей, потому что в загадке дается поэтическое, метафорическое описание предмета, уделяется внимание каким-то отдельным чертам, по которым он может быть узнан. При этом выясняется, что загадка имеет еще один секрет- это слова- родственники, которые спрятаны в ней, и их надо услышать и назвать.

После того, как дети начнут легко узнавать родственные слова, научатся выделять их из текстов, целесообразно начать проводить упражнения на их группировку и самостоятельный подбор.

Детям предлагается закончить рифмованные строчки нужными словами-родственниками. Логопед просит детей вместе с куклой Катей разложить продукты питания в нужную посуду.

Мама сыплет соль в солонку.

Масло я кладу в. (масленку).

Много хлеба в хлебнице,

А конфет в. (конфетнице).

Льется чай из чайника,

Кофе- из. (кофейника).

Вот салат в салатнице,

А сухарь в. (сухарнице).

Все разложим по местам,

А теперь закончи сам!

При повторном чтении дети самостоятельно заканчивают каждую строчку словом - родственником.

Вспомнить названия детенышей животных. Дети подводятся к пониманию того, что давно известные им слова являются родственными.

Вот идет усатый кот

и ведет. (котенка).

На поляне рыжий лис,

а рядом два. (лисенка).

Белка спит в дупле с. (бельчонком,

Зайчиха прыгает с. (зайчонком).

Умение быстро подбирать родственные слова говорит о том, что дети глубже начинают осознавать их значение, смысловые связи между ними.

В упражнениях на словообразование простые, легкие формы дети называют сами, а сложные- сначала логопед, а потом дети.

Придумала я три словечка :

Река, реченька и речка.

Ну, а хитренький мальчонка

Подсказал слово. (речонка).

Бородатый старичище

Вдруг назвал слово. (речища,

А с косичками девчушка

Слово вспомнила. (речушка).

У реки песок какой?

Все ответили:. (речной).

На реке цветы какие?

Ну, конечно же. (речные).

А вода в реке какая?

Ясно всем, она. (речная).

Раз, два, три, четыре, пять!

Пора родственников звать!

Текст проговаривается с помощью детей еще раз, потом логопед предлагает назвать из него родственные слова. Побеждает тот, кто вспомнит больше всех слов-родственников. Выполняя это задание, дети слышат не один раз словесные цепочки из родственных слов, что позволяет им лучше запомнить лексический материал.

Предложенные речевые упражнения помогают закладывать основу для орфографически-грамотного письма у детей в школе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Характеристика речевого развития детей Освоение связанной монологической речи-это главное направление развития речи на пятом году жизни. Начинается активное словотворчество, происходят.

Методический материал для проведения мониторинга уровня развития детей Аналитическая справка по результатам диагностики уровня развития способностей детей на основе танцевального искусства воспитанниками младшей.

Мини-исследование «Изучение уровня экологического развития детей» Мини-исследование «Изучение уровня экологического развития детей» проводилось на основе изученного материала диагностики О. А. Соломениковой.

Особенности речевого развития у детей с нарушениями зрения В логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта зрения при котором нарушение речи сопровождается другими отклонениями.

Помощь речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье. В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей.

Семинар «Оптимизация речевого режима в ДОУ. Технология речевого развития» СЕМИНАР «Оптимизация речевого режима в ДОУ. Технология речевого развития» Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме.

Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Эксперимент.

Экспериментальное изучение уровня развития артикуляционной моторики и влияние на звукопроизношение у детей раннего возраста В настоящее время в системе дошкольного образования особенно актуальны вопросы ранней диагностики и реабилитации детей с проблемами в развитии.

Этапы и организация исследования уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОНР Этапы и организация исследования уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. учитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей с ОНР III уровня речевого развития с родственными словами
Опубликовано: 20 января 2017 в 23:33
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление детей с ОНР III уровня речевого развития с родственными словами» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Николаевна Александрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД