Юлия Голубева
Задания по толкованию понятий для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Название: «Угадай, где правильно»
Возраст детей : 4 -5 лет
Цель: Формировать умения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного значения слова
Развивать операции речемыслительного анализа и синтеза в процессах мышления обследуемого.
Воспитывать интерес к устойчивым выражениям русского фольклора
Методы: словесная инструкция, объяснение, показ картинок
Материал: Словесный: Устойчивые выражения русского языка (по теме)
Картинный: картинки с изображениями, соответствующими (косвенно) фразеологизмам
Публикация «Задания по толкованию понятий для детей 4–5 лет» размещена в разделах
Инструкция: ««Послушай меня внимательно. Я сейчас буду называть тебе фразы.
А потом буду показывать картинки, на которых нарисовано что-то похожее на то, что я скажу. (показываются картинки) Теперь посмотри на них внимательно и подумай, на картинке изображено то, что я сейчас называла? .Или их можно растолковать по-другому нет так, как это видно сразу? .»
Методика:
Ребенку (группе детей) предлагается прослушать некоторые устойчивые выражения (фразеологизмы) ,потом педагог предлагает картинки с похожим смыслом, но не отражающих смысл именно данных выражений.
Считать ворон (смотреть по сторонам,бездельничать)
Ни пуха ни пера (пожелание удачи)
Клевать носом (засыпать)
Глухая тетеря (Человек, не реагирующий на окружающих)
Гадкий утёнок (Некрасивый человек, над которым издеваются и смеются)
Гол как сокол-у человека ничего нет
Название: «Растолкуй пословицу»
Возраст:5 лет
Цель:
формирование умения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного значения слова
Развитие операций речемыслительного анализа и синтеза в процессах мышления обследуемого.
Воспитание интереса к устойчивым выражениям русского фольклора
Используемые методы :объяснение, показ картинок
Материал: Языковой :пословицы на тему «Птицы»
Картинный: картинки, косвенно соответствующие пословицам
Методы: обьяснение, словесная инструкция, указание, пояснение, игровой метод (дидактическая игра) :, беседа
Инструкция: «Послушай меня внимательно. Я сейчас буду называть тебе фразы.
А потом буду показывать картинки, на которых нарисовано что-то похожее на то, что я скажу. (показываются картинки) Теперь посмотри на них внимательно и подумай, на картинке изображено то, что я сейчас называла? .Или их можно растолковать по-другому нет так, как это видно сразу? .»
Методика: Педагог называет пословицы. Ребенку показываются картинки с изображением косвенно соответствующих по смыслу пословицам. Ребенок должен, посмотрев на картинку, истолковать истинный смысл выражения.
Птица радуется весне, а младенец матери. (все радуется своему)
Каждая птица – хозяйка своего гнезда. (каждый хозяин в своем жилище)
И птичка летает подумавши. (перед тем,когда что-то сделать нужно хорошо подумать)
Всякая птица своим носом сыта. (каждым сам себе помощник, а не просит других)
Всякая птица свою песню поёт. (У каждого есть свое предназначение и своё ремесло)
Синяя птица (Символ счастья)
Лебединая песня (Последнее наиболее выдающееся произведение какого-то автора, последнее проявление таланта)
Задания на прямое толкование слов
Название игры «Юный толкователь»
Возраст: 5 лет
Цель: повышение степени актуальности осознания носителями языка внутренней формы (образа-представления) предлагаемых для толкования слов.
Методы: обьяснение, словесная инструкция, указание, пояснение, игровой метод (дидактическая игра) :, беседа
Материал: Языковой: названия птиц (попугай, сорока, воробей, чайка, малиновка, киви, птица-секретарь)
Картинный: изображения попугая,сороки,воробья,чайки,малиновки,киви, птицы-секретаря)
Инструкция: «А давай с тобой попробуем создать свой толковый словарь про птиц. (ЗАРАНЕЕ ОБЪЯСНИВ РЕБЁНКУ,ЧТО ТАКОЕ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ).Вот, а для этого нам нужно с тобой дать толкование некоторым названиям птиц. Я буду тебе называть их названия,а ты мне потом расскажешь,как умеешь, что же означают эти названия, на что они может быть, похожи,может какие –то новые словечки в них прячутся? Внимательно слушай слова, которые я сейчас назову, а потом немножко подумай,и ответь мне. А я это всё запишу, и мы сделаем наш толковый словарик про птиц.»
Методика: Ребенку предлагается истолковать слова (в данном случае названия птиц).Так как он их понимает.
ПОПУГАЙ
Ложно мотивируется от глагола «пугать». Птица тропических стран с ярким оперением;
СОРОКА
Ложно мотивируется от «сор». Птица сем. вороновых с белыми перьями в крыльях;
ВОРОБЕЙ
Ложно мотивируется от «вор». Небольшая птица семейства ткачиковых с коричневато-серым оперением, живущая возле жилища человека;
ЧАЙКА
Ложно мотивируется от слова «чай» Живущая по берегам морей, рек, озер птица с короткими ногами, длинными крыльями и густым оперением;
МАЛИНОВКА
Ложно мотивируется от слова «малина»
Небольшая певчая птица сем. Дроздовых;
ЛАСТОЧКА
Ложно мотивируется от слова «ласты»
Маленькая, быстро летающая птица отряда воробьиных с длинными острыми крыльями;
КИВИ
Ложно мотивируется от фрукта «киви»
Не летающая птица отряда бескрылых с длинным клювом и четырёхпалыми лапами,обитающая в Новой Зеландии;
ПТИЦА - СЕКРЕТРЬ
Ложно мотивируется от «секрет»
Птица отряда соколообразных,на голове несколько направленных назад перьев (напоминающее гусиное перо за ухом писца);