Пащенко Карина
Рекомендации для родителей «Зачем ребёнку логопед?»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто задаваемый мне вопрос, как логопеду детской поликлиники : «С какого возраста надо обращаться и заниматься с логопедом?»
Я отвечаю, что первичные консультации родителям начинают даваться с одного года.
И снова вопрос: «И какой звук не выговаривают дети в этом возрасте – «у» или «а»?».
Публикация «Рекомендации для родителей „Зачем ребёнку логопед?“» размещена в разделах
К сожалению, многие родители считают, что обращение к логопеду только для исправления звукопроизношения, когда детям исполнилось 4-5 лет. Постараюсь развеять этот миф. Голосовые реакции появляются у ребёнка с момента рождения : крик и плач.
0-6 месяца. В этот период жизни у ребёнка имеется потребность слышать речь. Ребёнок прислушивается к интонациям человеческой речи, мимически реагирует на неё. Потребность же «говорить» самому возникает на 3-4-м месяце жизни и проявляется в непроизвольном воспроизведении на распев гласных звуков. Это так называемое гуление.
Важно знать и то, что дети гулят, независимо от того, находятся они в речевой среде, т. е.
слышат ли они человеческую речь или же нет. Это врожденный рефлекс. Молчание ребёнка должно вызвать тревогу у родителей.
6-1 год. Этот этап условно говоря, можно назвать этапом синтетического познания человеческой речи. К 8-10 м. речевой «репертуар» ребёнка меняется : гуление уступает место лепету. Ребёнок произносит разные слоги, т. е. речевые отрезки, состоящие не только из гласных, но и согласных звуков. Лепет подготавливает органы артикуляции ребёнка к активным и тонким действиям, которые также необходимы для сложных речевых движений. Материал для лепета малыш извлекает из окружающей среды сам, поэтому ему так нужны звучащие игрушки. Дети будут слушать их звуки и из каждого звучания извлекать что-то своё, находящее отражение в лепете.
К 7-8 месяцам ребёнок начинает понимать слова и простые фразы речи взрослых. Отдельные слова его собственной речи появляются к 9-10 месяцам, иногда и к 11-12 месяцам, сосуществуя с лепетом.
1,5-2 года. К 1-1,5 годам ребёнок пытается говорить лепетные слова, ритм и интонация которых разнообразны и по общему рисунку напоминают настоящие слова. Последние же пока ограничены: «мама, баба, дя й (дай, ляля, дя (да, ня (на)» и некоторые другие.
Доступно произнесение таких звуков речи как: а, о, у, и, м, б, к, г, ть, дь, нь, сь, ль.
Как видно, среди этих звуков нет таких сложных как шипящие, р, дифтонгов (состоящих из двух звуков, напромер я, е, ю, редко встречающихся, например, ф, з. Ближе к двум годам появляются первые слова с разными (не повторяющимся) слогами: кися, ляпа, тётя и. п.
2-3 года. Это период осмысленной речи, в которой главное место занимает слово. И пусть слова, произносимые ребёнком на этом этапе ещё не правильные с точки зрения звукового состава, они выполняют свою главную смысловую роль. Возраст 2 года знаменуется первыми попытками соединить два слова: «Мама кися», одновременно строит первые предложения: «Баба дай!», «Кися, ди! (кися иди)». В это время появляются даже трёхсложные слова, например, «палямась» (поломалась, «аевка» (коровка, приобретается способность строить по моделям речи взрослых простые предложения: «Мой кука паль» (моя кукла упала).
3-5 лет. Словарь к трём годам становится достаточно объёмным. Вообще этот возраст характеризуют как возраст речевого взрыва и называют детей, осваивающих так много и быстро слов и предложений, гениальными лингвистами. Отмечаются продвижения и в звукопроизношении: добавляются некоторые шипящие звуки з, ы, в, твёрдое л (не ль, а л,
некоторые дети осваивают даже произнесение звука р. Дети учатся классифицировать предметы, разбивать их по темам и запоминать уже преимущественно не на чувственной (как выглядят, как пахнут, как звучат) основе, а на основе ведущих признаков и логических ассоциативных связей. К 5 годам сформирован фонематический слух, правильное звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас две три тысячи слов.
Школьный период 6/7-17 лет. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила, построение высказываний. Ведущая роль принадлежит новому виду речи – письменной речи.
По данным статистики, идёт рост речевых расстройств, поэтому актуальна проблема предупреждения и ранней диагностики речевых нарушений у детей.
Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно. Это позволяет выявить возможность развития речевых нарушений в самые ранние сроки, ограничить развитие нарушения, быстро решить проблемы и исключить или уменьшить нежелательные последствия нарушений речи.
Основные симптомы, указывающие на необходимость и помощь логопеда.
В раннем возрасте:
• ребёнок не может или почти не может сосать или глотать;
• были трудности при переводе ребёнка с жидкой пищи на твёрдую;
• расщелины нёба или другие нарушения в полости рта;
• ребёнок постоянно держит рот открытым;
• психомоторная задержка;
• у ребёнка 2-3 лет нарушено понимание обращённой речи, отсутствует фраза.
В дошкольном возрасте:
• нарушение звукопроизношения, грамматического строя речи, запинки в речи;
• бедность словарного запаса.
В школьном возрасте:
• нарушения птсьма, чтения, которые могут быть следствием нарушения нормального хода развития речи ещё в дошкольном возрасте и отсутствия своевременного логопедического вмешательства.
Уважаемые родители!
За работу! Запомните, ваш ребёнок в ваших добрых руках. Находите желание и время быть с ним рядом. Вкладывайте в ребёнка всё свободное время, любите его, оберегайте, учите, готовьте к новым маленьким победам. Будьте терпеливыми!
Если будут возникать проблемы по мере взросления вашего ребёнка, обращайтесь к логопеду и вашему ребёнку с удовольствием помогут.
С уважением логопед Пащенко К. А.