Юлия Юрьевна Корхова
Консультация для родителей «Зачем читать детям сказки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказывание сказок просто необходимо для жизни ребенка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации. Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Знания эти охватывают все жизненные сферы человека:
• Область отношений между людьми;
• Инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;
• Сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;
• Рекомендации по противостоянию стрессу;
• Типологии людей и способы влияния на них;
• Духовное развитие человека;
• Мужская и женская психология.
Образный, символический язык сказки обращен напрямую к подсознанию, минуя сознательные барьеры. Сказка за сказкой в подсознании создается символический банк жизненных ситуаций, ценностей. И чем больше сказок впитает подсознание ребенка, тем более успешным он будет во взрослой жизни.
Какую книгу выбрать для ребенка, чтобы она ему была интересной, развивала его и учила хорошему вкусу?
Самое главное – начать читать ребенку, как можно раньше!
Для самых маленьких подойдут скороговорки, стихотворения и детские стишки, которые должны быть мелодичными, ритмичными и делать акцент на повторении. Монотонный ритм помогает развивать языковую интуицию и, к тому же, хорошо усыпляет. Позже можно читать короткие повести и сказки.
Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений. Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы програм –
мируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни. Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины:
Не обижать слабых;
Не обманывать;
Быть добрым и отзывчивым к горестям других;
Не быть простаком и суметь распознать обман, намерение навредить тебе.
Как бы не пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться и отыскать для самых юных слушателей именно:
• Народные сказки;
• Сказки классиков русской литературы;
• Сказки народов мира.
Слушая сказки, ребенок испытывает наслаждение, ребенок хочет слушать, прежде всего мамин голос. Показывайте на картинки в книге и называйте их. Сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. В сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но ненавязчиво.
Читаем сказку в сотый раз…
Родители, практикующие чтение сказки на ночь, вероятно уже столкнулись с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. При этом никакие уговоры, заманивание более яркими иллюстрациями других книг, почему-то не помогают. С чем это связано и нужно ли с этим бороться?
Психологи объясняют это таким образом: мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осмысление этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге все доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать.
Обсуждение прочитанной сказки.
Не следует забывать о необходимости обсуждать прочитанную сказку. Даже если складывается впечатление, что ребенку все понятно, лучше обсудить сказку лишний раз, убедившись, что ребенок все понял правильно, не исказил отношение к поступкам героев, сумел разобраться, где поступили правильно, а что – пример негативных поступков. Через обсуждение можно выявить скрытые страхи ребенка перед некоторыми персонажами из сказки или же из жизни ребенка.
Правильно выбираем ребенку сказки.
Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка. Возможных особенностей психологического развития.
С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями, как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка» Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребенок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказки.
С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период следует ребенку читать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе.
С пяти до семи лет, как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом, приключенческая литература.
А как же быть с мультиками и компьютерными играми?
Ведь они тоже обучают и дают знания… Конечно, их нельзя вычеркнуть из жизни, но давать их детям не стоит слишком рано. Книжки должны стоять на первом месте в дошкольном возрасте. А уж когда малыш наберется опыта чтения (слушания,тогда можно дать ему играть с компьютерными персонажами.
Ребенок регулярно слушающий сказки, вырастет более зрелым, наполненный чувственно, эмоционально, всесторонне развитым. Где-то даже более уверенным в себе, четко различающим границу добра и зла, что в будущем помогает ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими. Детство – благодатная почва для посевов родительского внимания.
Еще хочется сказать…
Уважаемые взрослые, дарите сказку детям, читайте им сказки, сочиняйте вместе, и вы обретете незабываемый опыт общения, сможете лучше узнать интересы и проблемы детей. Кроме того, возможно, сами найдете ответ на давно мучивший вас вопрос в мудрой, вечной, а потому прекрасной сказке.
Добрых сказок вам и вашим детям!