Елена Валерьевна
Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.
Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребенка в духе патриотизма. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в своих трудах о воспитании подрастающего поколения указывал, «чтобы воспитать молодое поколение в духе патриотизма к Отечеству, следует начинать с того, чтобы воспитать и развить интерес к родному краю, ибо в народе говорят: где родился, там и пригодился».
Публикация «Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Этническая культура, в которой воспитывается ребенок, оказывает определенное влияние на становление и развитие личности. Первой ступенькой, формирующей этнокультурные ценности, является дошкольное воспитание, т. к. именно в этом возрасте в сознании ребенка формируются первые понятия о добре, о зле, справедливости, чести [1].
Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Работа по данному направлению включают целый комплекс задач:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважение к труду людей;
• развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
• формирование толерантности, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах деятельности детей : на занятиях, в играх, в труде, в быту, и т. д., т. к воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним. Это особенно актуальна в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояния по данным проблемам. Поэтому в детском саду особенно важно подержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, о своеобразии природы климатических условий, от которых зависит его быт, одежда, характер труда, особенностями культуры.
Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно нравственных ценностей; знакомств с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Таким образом, этнокультурное воспитание детей связана с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется:
• введением в образовательный процесс дошкольных учреждений этнокультурного содержания, включающего ценностно-смысловые ориентиры человеческого бытия;
• использованием факторов народной педагогики с учетом современных задач социализации личности;
• применением известных дидактических средств (дидактические игры, проектная деятельность музейная среда).
В настоящее время, когда переосмысливаются исторические пути развития нашего общества, с особой остротой встает проблема нравственного воспитания. Что воспитывать? Как воспитывать?
Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности. Это влечет за собой изменения методов, содержания, форм и средств приобщения к действительности.
Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к культурному национальному наследию и отечественной истории [2].
В этот период начинают развиваться те чувства, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, играх, его песнях, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, обычаях людей, нравах. Воспитывать патриота и гражданина, знающего и любящего свою родину, задача в настоящее время особенно актуальная и сложная. И сегодня эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Этнокультурное развитие детей через использование традиционных форм народного искусства (устно-поэтического и музыкального фольклора, народных подвижных игр, игрушек, изделий прикладного искусства и т. д.) – в образовательном процессе одно из условий повышения национального самосознания. Если не развивать в детях тягу к своему национальному искусству, не воздействовать на них всем опытом народной педагогической культуры, выработанной тысячелетиями и бытующей в народе до наших дней, то тем самым мы формируем людей бездуховных, не способных противостоять растлевающему влиянию.
В последнее время в нашем детском саду ведется значительная работа по ознакомлению детей с культурным наследием, обычаями, традициями, мордвы и других народов, проживающих в Мордовии. Детей знакомим с произведениями устно-поэтического творчества мордовского народа (сказками, песнями, прибаутками, загадками, с произведениями детских писателей Мордовии, с национальными играми, с народным декоративно-прикладным и изобразительным искусством мордвы. Детям даются природоведческие и историко-географические знания. Они обучаются одному из мордовских языков в кружке.
Эта работа начинается, прежде всего, с оформления предметами декоративно-прикладного искусства, создания уголков национальной культуры в группах, музея быта в детском учреждении.
Кроме того, в доступной форме знакомим детей с другими элементами мордовской культуры (народная одежда, вышивка, резьба по дереву и др.).
Чтобы вести такую работу, воспитателю необходимо, прежде всего, самому знать культуру, историю, традиции народов нашей республики. А для этого надо много читать, посещать театры, музеи, выставки, бывать на концертах народной музыки. Одним словом, надо просто любить этим заниматься.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, труд, их быт, устои, представления о смелости, чести, мужестве, желание быть сильными, выносливыми, ловкими, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, творческой выдумкой, выдержкой, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником в жизни ребенка, обладающим великой воспитательной силой, источником радостных эмоций [3].
Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенство и духовные богатства. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой, поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, притопывания, ритмические пляски. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Поэтому наши дети много играют в подвижные игры с музыкой и пением.
Большую роль по ознакомлению детей с традициями мордовского народа играет устное народное творчество. Познавательное значение фольклора прежде всего в том, что он дает знания не только об истории общественных отношений, быте и труде, о природе края, но главным образом о духовной жизни. Произведения устно-поэтического творчества воспитывают чувство прекрасного, отличаются большим художественным мастерством. Идейно-воспитательное значение устно-поэтического творчества состоит и в том, что оно вдохновлялось высокими прогрессивными идеями, гордостью за свой народ, любовью к Родине. Произведения народного творчества несут в себе конкретные краски, образы, доступные и интересные детям. В них явственно сформированы понятия народа о добре и зле, справедливости и верности, красоте и правде. Они воспитывают уважение к труду, родителям, учат любить свой край, помогают видеть, понимать и защищать прекрасное. Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, развлекает, учит, приобщая к труду и красоте, мудрости и честности [4].
Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного. Представление об глупости и уме, о прямодушии и хитрости, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают тунеядство, лень, жадность; воплощают в себе идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, обычаев, быта.
Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, и др.) составляют духовное наследие народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям является основной для формирования национального самосознания индивида, в частности, духовно-нравственного воспитания поколений.
Педагогическая ценность народного творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству. Изучая народную педагогику, трудно отдать предпочтение одному какому-нибудь жанру устного народного творчества: все они имеют педагогическую ценность и отражают духовно-нравственную мудрость народных масс – этот важнейший источник народной педагогики [5].
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведением птиц, погодными изменениями, растений, насекомых. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их многообразии и целостности.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель всей работы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Литература:
1. Блинов В. И. Методика профессионального обучения: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч. -практ. конф. «55-е Евсевьевские чтения» 14-15 марта 2019 г. / под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 219 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
2. Рябова Е. В. Социально-гуманитарные проблемы современного образования [Электронный ресурс] / под редакцией Е. В. Рябовой; Мордов. Гос. Пед. Ин-т. — Саранск, 2019.
3. Нещадимова, Е. С. Проектирование программ подготовки педагогов-наставников в условиях образовательных организаций инновационного типа (на примере МДЦ "Артек") : ВКР (магистерская диссертация) + автореферат / Е. С. Нещадимова; руководитель работы: Н. Ф. Сухарева; МГПУ им. М. Е. Евсевьева, факультет психологии и дефектологии, кафедра специальной и прикладной психологии. - Саранск, 2021. -
4. Игнатьева, Е. В. Наставничество в профессиональном становлении молодого учителя в США: позиция ментора [Электронный ресурс] / Е. В. Игнатьева // Гуманитарные науки и образование – 2021. – Т. 12. – № 3 (47). – С. 67-72.
5. Капкаева, Л. С. Геннадий Иванович Саранцев: учитель и наставник [Электронный ресурс] / Л. С. Капкаева // Педагогика. – 2019. – С. 127-128.
6. Хахлева, В. В. Психолого-педагогические технологии подготовки наставников в сфере дополнительного профессионального образования: магистерская диссертация + автореферат / В. В. Хахлева; научный руководитель: Н. Ф. Сухарева; МГПУ имени М. Е. Евсевьева, факультет психологии и дефектологии, кафедра специальной и прикладной психологии. – Саранск, 2022. – 1 электронный оптический диск (2 файла).