МААМ-картинки

Этнокультурное развитие дошкольников

Анджела Нешкарультына
Этнокультурное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Этнокультурное развитие дошкольников.

Воспитатель 1 категории: Нешкарультыной А. Б.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

Педагоги дошкольных учреждений хорошо осознают, что народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.

Публикация «Этнокультурное развитие дошкольников» размещена в разделах

Народную культуру составляют религиозная, нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы. Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах, существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика). Народная культура есть базис национальной культуры, педагогики, характера, самосознания.

Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность поколений, возрастание его духа.

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошкольного образования выдвигается формирование этнокультурной компетентности как основы межкультурной компетентности.

Для приобщения детей к истокам народной культуры важно определить направления работы:

- расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;

- дать детям общее представление о малой родине Чукотке, о Севере;

-познакомить с обычаями и традициями народов Севера, с народным творчеством;

- приобщить детей к истокам национальной праздничной и традиционной культуры.

Первостепенная задача педагогов - это воссоздание неповторимой среды чукотского и русского быта, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора уклада жизни.

Особое место в формировании этнокультурной компетентности у дошкольников отводится собранным предметам обихода, образцам народного искусства и творчества (мини –музеи при ДО). Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы быта (нарты, ярангу, деревянную посуду, детская кибитка и т. д). Все эти предметы быта оленных чукчей, вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого и настоящего, расширяют их представления о жизни чукчей и народов Севера.

В групповых помещениях оформлены уголки национального быта для эмоционального развития детей, так же уголок декоративно-прикладного искусства, оснащенный богатым материалом для знакомства детей с историей, культурой, трудом и бытом народов Севера.

В методическом кабинете для использования в работе с детьми, широко представлены материалы по чукотской национальной культуре. Это художественная и методическая литература по народному искусству. Папки орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

Родной язык каждого народа выступает как самый яркий показатель национального своеобразия. В связи с этим ставится задача углубленной работы по родному языку, начиная с дошкольного возраста. Вся работа должна быть направлена на практическое овладение детьми родной речью как средством общения и подготовки к овладению грамотой и успешному обучению в школе.

Задачи:

формировать эколого-этническую культуру личности ребенка, в том числе, ценности здорового образа жизни, развивать патриотические, социальные, нравственные, эстетические, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребёнка,

формировать элементарные географические, исторические представления о Чукотке, интерес к знаниям экологического и этнографического характера : любовь к родному краю, земле, где родился, основных занятиях ее жителей, особенностях труда, их быте и укладе жизни, традициях, обычаях и языку;

объединить эколого-краеведческое воспитание и обучение в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей народов Севера, формировать нравственной ценности добра, понимание важности бережного отношения к природе, к окружающему миру, осознание своего «Я», как части своего народа, принятых в обществе правил и норм поведения, адекватных культурным ценностям народов;

развивать познавательную инициативу (любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность) в совместной деятельности со взрослым, интерес к музыкальному, декоративно-прикладному, изобразительному искусству, способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с природным и растительным миром, искусством, культурой и историей своего края;

развивать физические и волевые качества посредством народных подвижных игр, овладевать разнообразными двигательными навыками и умениями, прививать навыки здорового образа жизни, а также опытом творческого осмысления музыки посредством народного танца; развивать творческое воображение и речь средствами художественного слова, народно-прикладного искусства;

обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и тесное взаимодействие на основе культурных традиций, народной педагогики.

Первостепенная задача педагогов - это воссоздание неповторимой среды чукотского и русского быта, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора уклада жизни.

В нашем детском саду есть мини – музей, материал и предметы обихода, образцы народного искусства и творчества которого был собран самими жителями села. Его активно мы посещаем с детьми и знакомим с бытом и традициями Чукотки.

В своей работе по этнокультурному развитию детей с разновозрастной группой (от 3 до 7 лет) я составила программу. Эколого-краеведческая программа «Тиркыкэй (Солнышко)» направлена развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к тем местам, где он родился и живет, умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Приобщает к культурному наследию своего народа; воспитывает уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

В групповых помещениях оформлены уголки национального быта для эмоционального развития детей, так же уголок декоративно-прикладного искусства, оснащенный богатым материалом для знакомства детей с историей, культурой, трудом и бытом народов Севера.

В методическом кабинете для использования в работе с детьми, широко представлены материалы по чукотской национальной культуре. Это художественная и методическая литература по народному искусству. Папки орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

Проводим праздники и развлечения на которых дети знакомятся с искусством пения, танцами и играми народов Севера.

Публикации по теме:

«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения. С возрастом.

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Консультация «Физическое развитие дошкольников» ВидеоКонсультация «Физическое развитие дошкольников» Видео Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Консультация «Пальчиковые игры в развитие дошкольников» Пальчиковые игры в развитие дошкольников. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников»Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников» «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.» Виктор Мари Гюго В период дошкольного детства, никто иной, как взрослые являются.

Автор публикации:
Этнокультурное развитие дошкольников
Опубликовано: 21 января 2020 в 07:54
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этнокультурное развитие дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анджела Нешкарультына (УИ 1475976) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД