Анджела Нешкарультына
Этнокультурное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Этнокультурное развитие дошкольников.
Воспитатель 1 категории: Нешкарультыной А. Б.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.
Педагоги дошкольных учреждений хорошо осознают, что народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.
Публикация «Этнокультурное развитие дошкольников» размещена в разделах
Народную культуру составляют религиозная, нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы. Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах, существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика). Народная культура есть базис национальной культуры, педагогики, характера, самосознания.
Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность поколений, возрастание его духа.
Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошкольного образования выдвигается формирование этнокультурной компетентности как основы межкультурной компетентности.
Для приобщения детей к истокам народной культуры важно определить направления работы:
- расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;
- дать детям общее представление о малой родине Чукотке, о Севере;
-познакомить с обычаями и традициями народов Севера, с народным творчеством;
- приобщить детей к истокам национальной праздничной и традиционной культуры.
Первостепенная задача педагогов - это воссоздание неповторимой среды чукотского и русского быта, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора уклада жизни.
Особое место в формировании этнокультурной компетентности у дошкольников отводится собранным предметам обихода, образцам народного искусства и творчества (мини –музеи при ДО). Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы быта (нарты, ярангу, деревянную посуду, детская кибитка и т. д). Все эти предметы быта оленных чукчей, вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого и настоящего, расширяют их представления о жизни чукчей и народов Севера.
В групповых помещениях оформлены уголки национального быта для эмоционального развития детей, так же уголок декоративно-прикладного искусства, оснащенный богатым материалом для знакомства детей с историей, культурой, трудом и бытом народов Севера.
В методическом кабинете для использования в работе с детьми, широко представлены материалы по чукотской национальной культуре. Это художественная и методическая литература по народному искусству. Папки орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.
Родной язык каждого народа выступает как самый яркий показатель национального своеобразия. В связи с этим ставится задача углубленной работы по родному языку, начиная с дошкольного возраста. Вся работа должна быть направлена на практическое овладение детьми родной речью как средством общения и подготовки к овладению грамотой и успешному обучению в школе.
Задачи:
формировать эколого-этническую культуру личности ребенка, в том числе, ценности здорового образа жизни, развивать патриотические, социальные, нравственные, эстетические, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребёнка,
формировать элементарные географические, исторические представления о Чукотке, интерес к знаниям экологического и этнографического характера : любовь к родному краю, земле, где родился, основных занятиях ее жителей, особенностях труда, их быте и укладе жизни, традициях, обычаях и языку;
объединить эколого-краеведческое воспитание и обучение в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей народов Севера, формировать нравственной ценности добра, понимание важности бережного отношения к природе, к окружающему миру, осознание своего «Я», как части своего народа, принятых в обществе правил и норм поведения, адекватных культурным ценностям народов;
развивать познавательную инициативу (любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность) в совместной деятельности со взрослым, интерес к музыкальному, декоративно-прикладному, изобразительному искусству, способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с природным и растительным миром, искусством, культурой и историей своего края;
развивать физические и волевые качества посредством народных подвижных игр, овладевать разнообразными двигательными навыками и умениями, прививать навыки здорового образа жизни, а также опытом творческого осмысления музыки посредством народного танца; развивать творческое воображение и речь средствами художественного слова, народно-прикладного искусства;
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и тесное взаимодействие на основе культурных традиций, народной педагогики.
Первостепенная задача педагогов - это воссоздание неповторимой среды чукотского и русского быта, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора уклада жизни.
В нашем детском саду есть мини – музей, материал и предметы обихода, образцы народного искусства и творчества которого был собран самими жителями села. Его активно мы посещаем с детьми и знакомим с бытом и традициями Чукотки.
В своей работе по этнокультурному развитию детей с разновозрастной группой (от 3 до 7 лет) я составила программу. Эколого-краеведческая программа «Тиркыкэй (Солнышко)» направлена развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к тем местам, где он родился и живет, умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Приобщает к культурному наследию своего народа; воспитывает уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
В групповых помещениях оформлены уголки национального быта для эмоционального развития детей, так же уголок декоративно-прикладного искусства, оснащенный богатым материалом для знакомства детей с историей, культурой, трудом и бытом народов Севера.
В методическом кабинете для использования в работе с детьми, широко представлены материалы по чукотской национальной культуре. Это художественная и методическая литература по народному искусству. Папки орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.
Проводим праздники и развлечения на которых дети знакомятся с искусством пения, танцами и играми народов Севера.