Ольга Ткаченко
Этнокультурное образование как основа формирования патриотизма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно представляет его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является важным элементом его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение современного ребенка. И если говорить о возможности выбора своих идеалов в жизни, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать начало национальной культуры, искусства.
Публикация «Этнокультурное образование как основа формирования патриотизма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка это очень сложный, многоэтапный педагогический процесс. Это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человека и данного общества.
В истории педагогики всегда уделялось большое значение в воспитание нравственных, патриотических чувств. Наш великий отечественный педагог К. Д. Ушинский в своих работах о воспитании подрастающего поколения указывал: чтобы воспитать молодое поколение в духе патриотизма к Отечеству, следует начинать с того, чтобы воспитать и развить интерес к родному краю, ибо в народе говорят: где родился, там и пригодился. Н. А. Добролюбов, считал, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в ребенке гуманных чувств – справедливости, доброты, способности противостоять лжи и жестокости.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, подражание взрослым. Двигаясь путём проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для нравственного воспитания.
Дошкольное учреждение играет одну из главных ролей в гражданском и патриотическом становлении ребенка, формирование отношения к стране, государству, где он живёт.
Важно в дошкольном возрасте формировать в детях духовно – нравственные качества, воспитывать граждан, которые сохранят культурное наследие страны, традиции. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своей малой Родины и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры.
Включив национально-региональный компонент в учебно- воспитательный процесс возможно реализовать такие направления в работе как:
- художественное и творческое развитие детей на материале устного-поэтического и музыкального фольклора, трудов поэтов, писателей и композиторов, декоративно- прикладного и изобразительного искусства;
- историко-культурное образование дошкольников знакомя ребенка с символикой, гербом и флагом своего города, области, названиями городов и улиц родного края, историческими достопримечательностями малой Родины;
- физическое развитие детей через народные подвижные игры.
Знакомство с национальной культурой необходимо проводить через все виды деятельности ребенка дошкольного возраста : игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Применение дидактических игр в условиях коллективной учебной деятельности дает возможность формировать умения и навыки межличностного взаимодействия. Формирование основ миропонимания у детей дошкольного возраста на современном этапе включает развитие основных содержательных компонентов национального самосознания. Это предполагает формирование культурно-ценностной ориентации и построение личностного положительного отношения к представителям разных народов.
Одним из видов культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенчестве, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, потешки, прибаутки, плясовые песенки, народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.
В это время младенец, естественно, не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания со взрослыми «Сороки-вороны», «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем мире.
В младшем дошкольном возрасте народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища (пол, потолок, стены, окошки, его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель, домашней утвари, посуде (горшок, самовар, игрушках (матрёшка, лошадка, кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).
В этом возрасте педагог знакомит детей с явлениями общественной жизни. Особое внимание уделяет таким темам, как «Семья» (беседы о членах семьи, подчеркивая их заботу друг о друге); «Детский сад», «Родная страна» и др.
Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы, применяем современные интерактивные средства, позволяющие виртуально путешествовать по родному уголку, целевые прогулки по улицам родного города. Важно показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, памятниками. Детям объясняется, в честь кого они воздвигнуты. Внимание детей привлекаем к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, церковь, рассказываем об их назначении.
Дошкольнику надо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого и нужны экскурсии по городу, селу, поселку, наблюдения за трудом взрослых, где ребёнок понимает, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи. Подбирается познавательный материал, содержание которого будет способствовать воспитанию нравственно- патриотических чувств. В работе с дошкольниками можно использовать игровой фольклор. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни, быт, труд, национальные устои, представление народа о честности, смелости, мужестве.
Одно из мощных средств, которое позволяет воспитание дошкольника нравственности, это детская литература и фольклор. Колыбельные песни, потешки, заклички, народные сказки.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. Любовь маленького ребёнка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, любви к своему дому. В работе с семьёй нужно опираться на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Дети, это наше будущее. Поэтому очень важно с раннего возраста научить их любить и беречь всё, что создавалось не одним поколением. Такая работа с детьми позволяет вдохнуть в ребенка народные традиции, чувство гордости за свою малую Родину.