Папки-передвижки

Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников

Елена Мудрецова
Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников.

Е. Ю. Мудрецова

МДОУ «Детский сад №36 комбинированного вида» (Саранск)

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребенка в духе патриотизма. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в своих рудах о воспитании подрастающего поколения указывал: чтобы воспитать молодое поколение в духе патриотизма к Отечеству, следует начинать с того, чтобы воспитать и развить интерес к родному краю, ибо в народе говорят: где родился, там и пригодился.

Публикация «Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников» размещена в разделах

Этническая культура, в которой воспитывается ребенок, оказывает определенное влияние на становление и развитие личности. Первой ступенькой, формирующей этнокультурные ценности, является дошкольное воспитание, т. к. именно в этом возрасте в сознании ребенка формируются первые понятия о добре, о зле, справедливости, чести.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, требующий большой личной убежденности и вдохновения. Поэтому работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, республикой, ее символами.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края; труд людей, традиции, общественные события и т. д. При этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Необходимо продумать и рассказать детям, особо выделяя наиболее характерное для родного края.

Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, памятниками. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, церковь, рассказать об их назначении.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а так же в честь кого они названы. Ему надо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок понимает, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами.

Во время прогулок, экскурсий необходимо учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно относиться к ней. Подбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере будет способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств. Так же дать представление детям о некоторых особенностях народной культуры мордвы. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Для этого мы обращаемся к истокам мордовской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.

Наш народ оставил нам в дар богатейшее духовное наследие: сказки, былины, песни, заклички, загадки, пословицы, игры, прибаутки, легенды и мифы, предания. Одна из главных задач педагога – это воспитание уважения к духовному наследию истории и культуры своей Малой Родины; чтобы детские души почувствовали свою ответственность за сохранение добрых традиций и обычаев предков.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большего такта и терпения от воспитателя, т. к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

И все-таки разнообразны пути и средства в формировании нравственно-патриотических чувств у ребенка в семье. Это и кукла в национальном костюме, подаренная ребенку к празднику; и прослушанные дома аудиозаписи национальных песен и музыки; и рассказы родителей о событиях современности, происходящих в республике (трудовых достижениях, почетных людях, героях труда, юбилеях, отмечаемых в республике, которыми так богата периодическая печать, теле- и радиопередачи, откуда взрослые могут черпать материал для бесед с детьми.

Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Это помогает ему переосмысливать свои полученные знания о Родине, выражать свое отношение к ней в делах.

Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.

Литература.

1. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире/ С. А. Козлова// Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 98-101.

2. Нигматов, З. Г. Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей// Этнокультурные образовательные потребности народов России. / Материалы семинаров – совещаний. – М. : ИНПО, - 2004. - 268 с.

3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО Издательство «Детство-Пресс», – 2011. - 192 с.

Е. Ю. Мудрецова

МДОУ «Детский сад №36 комбинированного вида» (Саранск)

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребенка в духе патриотизма. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в своих рудах о воспитании подрастающего поколения указывал: чтобы воспитать молодое поколение в духе патриотизма к Отечеству, следует начинать с того, чтобы воспитать и развить интерес к родному краю, ибо в народе говорят: где родился, там и пригодился.

Этническая культура, в которой воспитывается ребенок, оказывает определенное влияние на становление и развитие личности. Первой ступенькой, формирующей этнокультурные ценности, является дошкольное воспитание, т. к. именно в этом возрасте в сознании ребенка формируются первые понятия о добре, о зле, справедливости, чести.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, требующий большой личной убежденности и вдохновения. Поэтому работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, республикой, ее символами.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края; труд людей, традиции, общественные события и т. д. При этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Необходимо продумать и рассказать детям, особо выделяя наиболее характерное для родного края.

Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, памятниками. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, церковь, рассказать об их назначении.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а так же в честь кого они названы. Ему надо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок понимает, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами.

Во время прогулок, экскурсий необходимо учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно относиться к ней. Подбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере будет способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств. Так же дать представление детям о некоторых особенностях народной культуры мордвы. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Для этого мы обращаемся к истокам мордовской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.

Наш народ оставил нам в дар богатейшее духовное наследие: сказки, былины, песни, заклички, загадки, пословицы, игры, прибаутки, легенды и мифы, предания. Одна из главных задач педагога – это воспитание уважения к духовному наследию истории и культуры своей Малой Родины; чтобы детские души почувствовали свою ответственность за сохранение добрых традиций и обычаев предков.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большего такта и терпения от воспитателя, т. к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

И все-таки разнообразны пути и средства в формировании нравственно-патриотических чувств у ребенка в семье. Это и кукла в национальном костюме, подаренная ребенку к празднику; и прослушанные дома аудиозаписи национальных песен и музыки; и рассказы родителей о событиях современности, происходящих в республике (трудовых достижениях, почетных людях, героях труда, юбилеях, отмечаемых в республике, которыми так богата периодическая печать, теле- и радиопередачи, откуда взрослые могут черпать материал для бесед с детьми.

Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Это помогает ему переосмысливать свои полученные знания о Родине, выражать свое отношение к ней в делах.

Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.

Литература.

1. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире/ С. А. Козлова// Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 98-101.

2. Нигматов, З. Г. Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей// Этнокультурные образовательные потребности народов России. / Материалы семинаров – совещаний. – М. : ИНПО, - 2004. - 268 с.

3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО Издательство «Детство-Пресс», – 2011. - 192 с.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников
Опубликовано: 19 ноября 2020 в 21:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мудрецова (УИ 192875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД