Елена Мудрецова
Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников.
Е. Ю. Мудрецова
МДОУ «Детский сад №36 комбинированного вида» (Саранск)
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.
Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребенка в духе патриотизма. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в своих рудах о воспитании подрастающего поколения указывал: чтобы воспитать молодое поколение в духе патриотизма к Отечеству, следует начинать с того, чтобы воспитать и развить интерес к родному краю, ибо в народе говорят: где родился, там и пригодился.
Публикация «Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников» размещена в разделах
Этническая культура, в которой воспитывается ребенок, оказывает определенное влияние на становление и развитие личности. Первой ступенькой, формирующей этнокультурные ценности, является дошкольное воспитание, т. к. именно в этом возрасте в сознании ребенка формируются первые понятия о добре, о зле, справедливости, чести.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, требующий большой личной убежденности и вдохновения. Поэтому работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, республикой, ее символами.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края; труд людей, традиции, общественные события и т. д. При этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Необходимо продумать и рассказать детям, особо выделяя наиболее характерное для родного края.
Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, памятниками. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, церковь, рассказать об их назначении.
Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а так же в честь кого они названы. Ему надо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок понимает, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами.
Во время прогулок, экскурсий необходимо учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно относиться к ней. Подбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере будет способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств. Так же дать представление детям о некоторых особенностях народной культуры мордвы. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Для этого мы обращаемся к истокам мордовской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.
Наш народ оставил нам в дар богатейшее духовное наследие: сказки, былины, песни, заклички, загадки, пословицы, игры, прибаутки, легенды и мифы, предания. Одна из главных задач педагога – это воспитание уважения к духовному наследию истории и культуры своей Малой Родины; чтобы детские души почувствовали свою ответственность за сохранение добрых традиций и обычаев предков.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большего такта и терпения от воспитателя, т. к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
И все-таки разнообразны пути и средства в формировании нравственно-патриотических чувств у ребенка в семье. Это и кукла в национальном костюме, подаренная ребенку к празднику; и прослушанные дома аудиозаписи национальных песен и музыки; и рассказы родителей о событиях современности, происходящих в республике (трудовых достижениях, почетных людях, героях труда, юбилеях, отмечаемых в республике, которыми так богата периодическая печать, теле- и радиопередачи, откуда взрослые могут черпать материал для бесед с детьми.
Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Это помогает ему переосмысливать свои полученные знания о Родине, выражать свое отношение к ней в делах.
Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.
Литература.
1. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире/ С. А. Козлова// Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 98-101.
2. Нигматов, З. Г. Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей// Этнокультурные образовательные потребности народов России. / Материалы семинаров – совещаний. – М. : ИНПО, - 2004. - 268 с.
3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО Издательство «Детство-Пресс», – 2011. - 192 с.
Е. Ю. Мудрецова
МДОУ «Детский сад №36 комбинированного вида» (Саранск)
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.
Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребенка в духе патриотизма. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в своих рудах о воспитании подрастающего поколения указывал: чтобы воспитать молодое поколение в духе патриотизма к Отечеству, следует начинать с того, чтобы воспитать и развить интерес к родному краю, ибо в народе говорят: где родился, там и пригодился.
Этническая культура, в которой воспитывается ребенок, оказывает определенное влияние на становление и развитие личности. Первой ступенькой, формирующей этнокультурные ценности, является дошкольное воспитание, т. к. именно в этом возрасте в сознании ребенка формируются первые понятия о добре, о зле, справедливости, чести.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, требующий большой личной убежденности и вдохновения. Поэтому работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, республикой, ее символами.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края; труд людей, традиции, общественные события и т. д. При этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Необходимо продумать и рассказать детям, особо выделяя наиболее характерное для родного края.
Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, памятниками. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, церковь, рассказать об их назначении.
Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а так же в честь кого они названы. Ему надо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок понимает, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами.
Во время прогулок, экскурсий необходимо учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно относиться к ней. Подбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере будет способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств. Так же дать представление детям о некоторых особенностях народной культуры мордвы. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Для этого мы обращаемся к истокам мордовской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.
Наш народ оставил нам в дар богатейшее духовное наследие: сказки, былины, песни, заклички, загадки, пословицы, игры, прибаутки, легенды и мифы, предания. Одна из главных задач педагога – это воспитание уважения к духовному наследию истории и культуры своей Малой Родины; чтобы детские души почувствовали свою ответственность за сохранение добрых традиций и обычаев предков.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большего такта и терпения от воспитателя, т. к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
И все-таки разнообразны пути и средства в формировании нравственно-патриотических чувств у ребенка в семье. Это и кукла в национальном костюме, подаренная ребенку к празднику; и прослушанные дома аудиозаписи национальных песен и музыки; и рассказы родителей о событиях современности, происходящих в республике (трудовых достижениях, почетных людях, героях труда, юбилеях, отмечаемых в республике, которыми так богата периодическая печать, теле- и радиопередачи, откуда взрослые могут черпать материал для бесед с детьми.
Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Это помогает ему переосмысливать свои полученные знания о Родине, выражать свое отношение к ней в делах.
Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.
Литература.
1. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире/ С. А. Козлова// Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 98-101.
2. Нигматов, З. Г. Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей// Этнокультурные образовательные потребности народов России. / Материалы семинаров – совещаний. – М. : ИНПО, - 2004. - 268 с.
3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО Издательство «Детство-Пресс», – 2011. - 192 с.