Екатерина Братцева
Этикет для дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Этикет для детей
Одной из первостепенных целей, которые ставят перед собой родители, является обеспечение ребенку должного воспитания. Для того чтобы маленькая леди или юный джентльмен не заставляли вас краснеть за свои проделки и не разочаровывали в самый ответственный момент, необходимо позаботиться об их культуре и этикете.
Что же такое детский этикет и как привить ребенку хорошие манеры?
Публикация «Этикет для дошкольника» размещена в разделах
С младенческих лет ребенок наделен способностями чутко улавливая интонации, реагировать на происходящее вокруг. Поэтому, когда малыш чихнул, громко произнесите: «Будь здоров!» Подавая ребенку тарелочку с фруктовым пюре или бутылочку с молоком, пожелайте ему: «Приятного аппетита!» и не забудьте поблагодарить малыша, беря из его ручонок игрушку.
Ситуация за ситуацией, слово за словом - и для ребенка постепенно станет привычной атмосфера такта, вежливости и дружелюбия. Поэтому не удивляйтесь, если едва освоив речь, он будет говорить услышанные ранее «спасибо», «до свидания» и другие вежливые слова, употребляя их уместно и сознательно.
Младшего дошкольника (ребенка от 2 до 4-х лет) постоянно нужно приучать к правилам вежливости и хорошего тона, мотивировать к демонстрации хороших манер. Для этого идеально подойдут забавные стихи и сюжетные игры на тему этикета. Также можно инсценировать ситуации «в детском саду», «в транспорте», «в гостях», используя при этом игрушки ребенка. Дайте ему возможность посмеяться над нелепостями, исправить поведение героев, изучить хорошие манеры, принятые в определенных ситуациях.
Вступая в конфликт с другими малышами, (в группе садика, на площадке и т. д.) ребенок может повести себя не совсем адекватно: отнимать игрушки - чужие и свои, грубить, а также другими способами проявлять агрессию. Защищая себя и свою собственность, ребенок может действовать вопреки правилам хорошего тона.
Во избежание таких ситуаций, либо сведения их количества к минимуму, малыша нужно регулярно обучать правилам детского этикета. Все объяснения следует излагать на языке, доступном для данного возраста, при этом желательно приводить наглядные примеры, сопровождать оценками и красочными эпитетами ту или иную форму поведения.
Расскажите малышу, как необходимо вести себя в общении со сверстниками:
• нельзя давать прозвища другим детям, обзывать их, это обидно;
• если кто-то поступил нечестно или неправильно, не нужно его оскорблять, достаточно указать ему на его поступок;
• с чужой вещью необходимо обращаться аккуратно, после чего вернуть владельцу;
• при встрече и расставании с друзьями всегда следует здороваться и прощаться;
• обидев кого-то нечаянно либо намеренно, нужно сразу же извиниться и помириться с ним (кстати, есть очень много считалок для примирения);
• недопустимо дразнить более слабого ребенка или высмеивать чужие неудачи - лучше помочь;
• не стоит ябедничать по пустякам, но о серьезных проделках необходимо рассказать взрослым.
Очень большое значение в детском этикете отводится поведению ребенка за столом:
• садясь за обеденный стол, нельзя раскладывать на нем локти, также не допускается раскачивание на стуле;
• из общей посуды набирать пищу можно только теми столовыми приборами, которые специально для этого предназначены (вилка на блюде с мясом, ложка в салатнике);
• с едой во рту нельзя разговаривать, а пищу жевать - с закрытым ртом;
• руки и губы нужно вытирать салфетками, а не скатертью или одеждой;
• пирожные и куски торта едят ложечкой с тарелки, а не берут в руку;
• после еды обязательно нужно сказать «спасибо» тому, кто готовил или подавал блюда.
Если вежливость и хорошие манеры являются привычным и естественным фоном в повседневной жизни малыша, тогда его даже не придется к ним специально приучать. Все вежливые выражения он переймет у старших членов семьи.
Очень важно, прививая ребенку хорошие манеры, не забывать и о своем поведении. Ведь, как справедливо считается, дети – это отображение своих родителей.
Правила этикета
• Уступай в транспорте место старшим.
• Не разговаривай и не смейся слишком громко.
• В автобусе не разваливайся на сиденье и не вытягивай через проход ноги во всю длину.
• В общественном транспорте не стоит грызть семечки, есть булки, чипсы или мороженое, пить сок.
• Стоя в проходе, нужно держаться за поручни.
• Входя или выходя из автобуса, пропускай вперёд пожилых людей.
Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное – чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. Лучше лишний раз напомнить ребёнку, как нужно себя вести, чем кричать на него, что он не так поступил. В дошкольном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попадать впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок, как справляется со своим поведением, чтобы оно не вызвало недоумение у окружающих. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.