Ирина Костромина
Конспект этического диалога «Сказка ложь, да в ней намёк…»
▼ Скачать
1. Вывод школьников на проблему.
Лукошко со сказочными предметами : клубок, зеркальце, яблочко и блюдечко, горох, …
-Что у меня в руках (корзинка, лукошко)
- Я не просто так принесла сегодня на классный час это лукошко. В нём лежат предметы. Давайте посмотрим, что это за предметы.
Дети по одному достают предметы из лукошка.
-Подумайте, как эти предметы связаны между собой? (они встречаются в сказках)
-Кто вспомнит, в каких сказках они встречались?
Публикация «Конспект этического диалога „Сказка ложь, да в ней намёк…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
-О чём мы сегодня будем разговаривать (о сказках)
На доске стены теремка.
-Ребята, я вам предлагаю немного вспомнить сказки. Перед вами стены терема с окошками, в которых живут герои сказок. Из каких сказок они пришли.
Дети по одному выходят и открывают окошки.
-Ачто такое сказка? (вымысел)
- Я правильно вас поняла, что в сказке описываются события, которых не было в жизни?
- Я могу сделать вывод, что сказка –это ложь.
На доске появляется первая часть названия классного часа:
"Сказка ложь,
-А какие особенности сказок вы знаете? (зачин, троекратное повторение, сказочные герои, волшебные предметы и события, добро побеждает зло)
- А для чего тогда нам нужны сказки? (они нас учат чему-либо)
-То есть, в них содержится урок?
На доске появляется вторая часть названия классного часа:
"Сказка ложь, да в ней намёк…"
-Как вы понимаете название нашего классного часа?
2. Построение логической цепочки развития мысли.
-А. С. Пушкин однажды сказал "Что за прелесть эти сказки. " Как вы думаете, почему?
-Посмотрите ещё раз на особенности сказок, какую из них вы бы хотели встретить в реальной жизни? (добро побеждает зло)
-Почему?
- А какие качества помогают добру, положительным героям, победтить? (доброта, умение дружить, умение жалеть (сострадать, умение оказать помощь другим).
Выстраивается крыша терема.
- В сказках положительные герои помогают в беде. Что они хотят получить от своих поступков (ничего)
-Тогда зачем они помогают, если ничего не получают взамен?
-Как называется такая помощь?
-Ребята, есть хорошее слово, характеризующее такую помощь-БЕСКОРЫСТИЕ.
Появляется фундамент терема.
-Кто его слышал? Как вы думаете, что означает это слово?
- Я нашла определение в толковом педагогическом словаре " Бескорыстие способность приносить добро и пользу людям, не ожидая взамен личных выгод"
На Руси существует прекрасная традиция бескорыстной помощи соседу или соседям в уборке урожая, в строительстве дома, в уходе за детьми, людям,попавшим в беду.
«Всем миром» собирается народ, чтобы возвести дом новоселам., Существует традиция желать «Бог в помощь»
тем, кто трудится; делать добро тихо и незаметно, привлекая к этому своих детей, внуков.
На Красной площади в Москве стоит всем известный памятник. На его постаменте надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Этот памятник – дань уважения защитникам Отечества, возглавившим в 1612 году народное ополчение против иноземцев.
Памятник сооружён на добровольные пожертвования россиян. Камышин, уездный центр Саратовской губернии, в то время был невелик. Его население составляло всего 2 тысячи человек. Однако,камышане собрали и передали на сооружение памятника немалую по тем временам сумму.
В 1818 году в Петербурге была издана книга, где были названы имена всех, кто пожертвовал средства на памятник.
-Ребята, как вы думаете, а какой человек способен на бескорыстный поступок?
-Я хочу вам рассказать ещё одну историю. («Старик и яблоня»)
-Поделитесь впечатлениями»
3. Обращение к личности ребёнка
- А в вашей жизни встречалась бескорыстная помощь, как в сказке?
-Кто сможет рассказать, в каких ситуациях?
- Почему вы (с вами) так поступили?
-За что вы совершили данный поступок? Что вы ждали взамен? (просто так, бескорыстно).
4. Точка наивысшего напряжения
Видео. Ералаш "Сказка ложь, да в ней намёк"
-Поделитесь впечатлениями?
-Как вы думаете, почему этот сюжет появился на нашем классном часу?
-Что было как в сказке? (волшебные слова и появление героя)
-А что не похоже на сказку? (главный герой хотел вернуть свои деньги. Он пользовался волшебными словами с корыстной целью)
-Всё ли в жизни так же как и в сказке?
-А где вам нравится больше и почему?
Предполагается работа в группе (если будет получаться по времени).
Отрывки из сказок. Доказать, что поступки героев – бескорыстные (н/ п: «Доктор Айболит», «Цветик –семицветик»)
5. Резюме диалога.
-Ребята, а как вы думаете, что может быть символом бескорыстия?
-Я вам предлагаю создать символ свой символ бескорыстия.
Варианты работы:
1. По группам выбрать из заготовленных учителем символов (н/п сердце, звезда, солнце и т. д.) и материалов тот, который группа считает нужным и представить свой символ. Дети могут выбрать своё.
2. Составить единый символ бескорыстия из символов и материалов, заготовленных учителем. Дети могут выбрать своё.
-Ребята, посмотрите на тему нашего классного часа. У данной фразы есть продолжение "…добрым молодцам урок…" Пусть каждый сегодня с нашего классного часа вынесет свой урок, а какой … покажет жизнь.
Сказки для классного часа.
-за доброту "Дюймовочка",
-за умение дружить "Кот, дрозд и петух"
-за оказанную помощь "Фома"
-просто так "Сивка Бурка"
-жалость "Золотая рыбка", "Емеля", "Лиса и заяц"
-сила "Илья Муромец"