Наталья Мамаева
Этапы становления монологической речи
▼ Скачать + Заказать документы
Очень важно поощрять каждую реплику ребенка улыбкой, кивком головы, словом, демонстрирую свое отношение к высказанному. Организация гуманно- личностного отношения с детьми на занятии, в процессе которого чередуются индивидуальные высказывания с одновременными репликами нескольких детей, дает возможность воспитателю сделать активными всех желающих и сохранить положительный, эмоциональный настрой.
Постепенное ознакомление с различными способами образования изучаемых форм слов поможет детям понять и осознать закономерности их образования и сформирует прочные умения и навыки их употребления
Публикация «Этапы становления монологической речи» размещена в разделах
Эффективность занятий зависит от умения педагога четко определить, чему конкретно он должен научить детей; какие новые слова ввести в речь. С какими формами и способами их образования познакомить, какие конструкции активизировать и закрепить и т. д. Педагог должен не только глубоко изучить программу, но и внимательно проанализировать приведенные в ней иллюстративные примеры. Это поможет ему осознать и уточнить целевые установки каждого занятия и обеспечить сознательность подбора наглядного и речевого материала, а также выбор методов и приемов обучения детей.
Воспитателю необходимо научиться создавать на занятиях и в свободное время такие условия, при которых в речевой деятельности детей появились бы не любые слова и их грамматические формы, а именно те, которые изучаются в данный момент.
С помощью игрушечного персонажа (мишки) педагог, по словам Е. И. Тихеевой, «дирижирует» и познавательной и речевой активностью малышей. Ведь они стараются так ответить, чтобы мишка их услышал и понял. Стремление к этому нацеливает детей на правильный, удачный ответ т приучает слушать речь другого.
После рассматривания картины у детей появляется желание рассказать о своих впечатлениях, и воспитатель с готовностью откликается: «Расскажи, я буду слушать». Затем обращается к ребенку: «Рассказывать нужно по порядку. Послушай, как. Сначала посмотри на картину, подумай, когда гуляет девочка (педагог говорит медленно, делая паузы, наблюдая за выражением лица ребенка, где она гуляет, во что одета, что она делает».
После того, как ребенок выслушал эти указания, он начинает рассказывать, медленно, тихим голосом, все время наблюдая за выражением лица воспитателя. Ему очень нужна улыбка и одобрение жестом, но не словом. Если ребенок замолкает, воспитатель ждёт некоторое время, а затем молча показывает указкой. Например, на деревья, скамейку, на шапку, куртку девочки. Дети понимают, о чем нужно говорить: где гуляет девочка, во что она одета.
Может случиться так, что ребенок, вызвавшись рассказывать, не справляется с монологом. Педагог предлагает: «Иди подумай, потом расскажешь». Если и вторая попытка оказывается безуспешной, надо дать ребенку возможность послушать рассказы товарищей. Если, наконец, не помогает и этот прием, необходимо провести индивидуальную работу, еще раз рассмотреть картину.
Практика показывает, что при такой системе обучения детей младшей группы можно добиться хороших результатов.