Бойко Натальи Николаевна
Этапы речевого развития ребенка
▼ Скачать
Д О К Л А Д
на родительское собрание
«ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Установлено, что речь неразрывно связана с такими процессами, как память, внимание, мышление. Только с помощью речи может произойти вхождение человека в общество.
Именно поэтому её нарушения требуют своевременного и грамотного вмешательства специалиста - логопеда.
Первый год жизни малыша
Публикация «Этапы речевого развития ребенка» размещена в разделах
Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».
Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у» : «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.
Ясельный возраст
Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.
Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» - «жук», «сенок» - «щенок».
Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.
Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: «Мама ди» - «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.
Младший дошкольный возраст
Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто, числительные (один, два, местоимения (мой, твой).
Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» - «обгоню», «натерять» - «потерять», «колесы» - «колеса», «мой кукла», «много мячев». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос.
Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4. 5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л» : «лека» - «река», «лыба» - «рыба» или иногда звуком «й» : «устай» - «устал».
Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.
Старший дошкольный возраст
Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.
Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги ( Пример: из-за, из-под, сложные прилагательные ( Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).
Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Связная речь. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами : сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.
ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся:
• Если к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: «ма-ма», «ба-ба».
• Если в 1.5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: «мама», «папа», «дай» и не понимает несложных просьб: «иди на ручки», «сядь».
• Когда в 2 года ребенок использует всего 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых.
• Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания.
• Если малыш сам не строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или из мультиков.
• Когда ребенок использует мимику и жесты, но не речь, как способ коммуникации (общения).
• Если ребенок искажает звуки : шепелявит, картавит.
Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, то занятия с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо начинать, как можно раньше, так как своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.
Возраст от 2-х до 3-х лет считается критическим в плане речевого развития и именно в это время рекомендуется прийти на первый визит к логопеду для проверки все ли хорошо с речью. У детей до 2 лет проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью. При наличии слов определяется:
• время их появления,
• активный и пассивный словарный запас,
• общая речевая активность ребенка,
• наличие фразовой и связной речи.
К 2-м годам у ребенка должна сформироваться фразовая речь, пока из двух слов: «Баба, дём» - «Бабушка, идём».
Специалист проведет диагностическое обследование речи ребенка и определит соответствует ли речь ребенка его возрасту.
Если после 5 лет ребенок произносит слова неправильно, то это не укладывается в нормативы: требуется консультация логопеда. Занятия в этом возрасте направлены на:
• правильное произношение звуков,
• умение строить предложения,
• грамотный пересказ.
Неисправленное неправильное звукопроизношение может остаться на всю жизнь.
Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.
Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать?
Что нужно ребенку для развития речи?
Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:
• ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
• использовать лепет: «па-па-па», «да-да-да»;
• общаться жестами: указательный жест,
• жест просьбы – «дай-дай»,
• жест прощания – «пока-пока»;
• правильно жевать и глотать.
Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.
Для этого необходимы:
- желание ребенка общаться со взрослым;
- желание взрослого общаться с ребенком;
- ситуация, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.
Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?
Формируйте указательный жест.
Учите ребенка кивать головой как ответ «да»
и махать головой как ответ «нет».
Важное умение для речи – научиться соблюдать очередность:
- научите малыша по очереди стучать ложками,
- бросать мячик, строить башню из кубиков;
- говорите по очереди:
- говорит папа – пауза – говорит мама.
Используйте простые и понятные слова.
Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ».
Говорите с ребенком громко, медленно и четко, убрав «слова-шумы» : «Дай мне мяч!» вместо «Ой, Ванечка, дай маме, пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!».
Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все,
что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.
Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит
– задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
Читайте много раз одни и те же сказки, стихи.
Катайте ребенка на качелях, каруселях, крутите на гамаке,
чаще ходите на детскую площадку.
Доказано, что развитие вестибулярной системы
способствует интеллектуальному развитию.
Нормы правильной речи дошкольника.
С какого возраста ребёнок должен уметь говорить?
К концу 1 – 2 месяца жизни у ребёнка появляется гуление (гласные звуки А, О, У) звуковые сочетания – агу, агы, кха, кхы… В 3 месяца «комплекс оживления» - форма общения ребёнка с окружающими близкими людьми (мама, папа, сестричка) В 5 – 7 месяцев появляется лепет – отдельные слоги (па – па – па, ба – ба – ба, ма – ма – ма) или лепетные слова: ав – ав, мяу – мяу, бай – бай, би – би; к 1 году появляются слова. К году ребёнок произносит 27 слов, слова выступают в роли предложений.
К 2 годам словарь достигает 87 слов. В одном предложении ребёнок объединяет 2 слова, рост предложений до 3 – 4 слов. К 3 годам количество слов колеблется от 100 – 300 слов. Чаще всего это существительные – названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже глаголы, наречия. Из прилагательных используются слова: большой, маленький.
Если до 3 лет ребёнок не заговорил, то у него задержка речевого развития, или общее недоразвитие речи системного характера. К концу 4 года жизни словарный запас ребёнка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Разнообразным становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, числительные, качественные прилагательные (холодный, горячий, твёрдый, притяжательные местоимения (мой, твой, притяжательные прилагательные (папин, мамина).
К концу 4 года жизни по А. Н Гвоздеву звуковая сторона речи у детей усвоена.
По А. И Максакову к 5 годам у детей отмечается улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Поэтому если в 5 лет у ребёнка имеются дефекты звукопроизношения, то необходимы занятия с логопедом.
У ребёнка с нормальным речевым развитием к 5 годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов в роде, числе, падеже.
Словарь 5 летнего ребёнка (по данным А. Н Гвоздева) в норме составляет 3 – 4 тысячи слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка».
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
Чтобы ребенок хотел говорить, нам надо подчеркивать даже малейшие его успехи в этом деле. Это послужит отличным стимулом для вашего малыша и воодушевит его.
Желаем вам спокойного и веселого родительства!
Литература
1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2015 – 141 с.
2. Вакуленко Л. С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
3. Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
4. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М. : Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.
5. Ханьшева Г. В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/ Д: Феникс, 2013 – 109 с.