Таисия Пономаренко
Этапы развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:
1. Биологический и фонематический слух.
2. Моторика речевого аппарата.
Биологический слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.
Всякое нарушение слуха в раннем детстве отрицательно влияет на развитие речи, поэтому при сложном нарушении звукопроизношения надо проверить слух ребенка и выяснить, не вызвано ли данное нарушение речи снижением слуха.
Публикация «Этапы развития фонематического слуха» размещена в разделах
Но чаще мы встречаемся с нарушением звукопроизношения у детей с нормальным слухом. В этих случаях нарушение речи вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематических процессов (фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза) которые обеспечиваются фонематическим слухом, а чаще и то и другое.
Фонематическое восприятие – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы, особенно близкие по звучанию ([п]-[б], [c]-[ш] и т. д.).
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Дети с хорошим фонематическим слухом рано начинают говорить чисто. Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукопроизношения у ребенка: звуки формируются с большой задержкой и часто нарушаются. Дети с таким нарушением часто неправильно произносят те звуки, которые изолированно произносят правильно. Иногда про них говорят: «Он может, но не хочет правильно говорить». Это не верно. В школе эти дети плохо справляются со звуковым анализом слов, затрудняются в чтении и письме.
Отсюда важно своевременно начать работу по развитию фонематического слуха.
Всю систему работы по развитию у детей фонематических процессов условно можно разделить на шесть этапов :
I этап — узнавание неречевых звуков.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
III этап — различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап — дифференциация слогов.
V этап — дифференциация фонем.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового и слогового анализа и синтеза.
I этап
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
Упражнения включают задания на распознание:
— звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
— звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
— действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
На первых занятиях взрослый предлагает детям предлагают послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.
Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т. д.
Далее проводятся игры. Приведем описания нескольких игр.
1. Взрослый назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.
Эту игру целесообразно повторять на многих занятиях. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например, ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т. п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому.
2. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.
3. Взрослый сажает на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил,— громко, сильно, и как маленький — тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев куклами разной величины, мишками, обезьянами и т. д.
4. Расставляются на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой, взрослый предлагает детям внимательно слушать, запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.
Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов (игрушек, заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков. Последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Слева направо каждый последующий предмет должен все больше быть похож по звучанию на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок.
Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от двух до пяти.
5. Взрослый знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если ее разрывать, и т. д. Затем эти же действия, но в другой после-довательности он производит за ширмой. Дети должны возможно полнее и точнее рассказывать, что они слышат каждый раз.
Игра «Кто пришел в гости?»
Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Описание. Детей знакомят со звучащими игрушками — бубном, погремушкой, барабаном. Педагог сообщает детям, что к ним в гости собираются мишка, зайка и лисичка. Мишка придет в гости с барабаном, зайка — с погремушкой, лисичка — с бубном. За ширмой звучит игрушка. Дети должны догадаться, кто идет в гости. Если догадка верна, игрушка появляется из-за ширмы.
Кто кричит?
Цель: развитие слухового внимания.
Описание. Детей знакомят с игрушечной уточкой, пчелкой, кошечкой. Взрослый имитирует своим голосом крик утки, жужжание пчелы, мяуканье кошки. Дети должны догадаться, кто кричит. Можно имитировать голоса любых других животных.
Угадай, на чем играют
Цель: развитие слухового внимания.
Описание. Детей знакомят со звучащими игрушками, например, с барабаном, дудочкой, колокольчиком. По очереди дети отворачиваются и отгадывают, какая игрушка звучит.
II этап
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Этим целям служит целый ряд игр. Например:
1. Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!», а тот отгадывает, кто его звал.
Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий
произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет педагог («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).
2. Взрослый показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как — когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.
Затем дети мяукают по сигналу педагога: «близко» или «далеко».
Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Педагог объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.
Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход («У-у-у») — далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет — большая («У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая («У-у-у» произносится высоким голосом); кто плачет — мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка («А-а-а» высоким голосом) и т. п.
3. Взрослый выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки) : большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте, произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.
4. Детям раздают картинки с изображениями домашних животных — взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Педагог произносит каждое звукоподражание то низким, то, высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т. д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.
III этап
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Вначале проводится такая игра.
1. Педагог показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т. д. Затем показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т. д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.
Начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
Усложнение этих игр-упражнений может также состоять в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала взрослый предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, в дальнейшем — красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.
2. Взрослый выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т. д. Затем он называет 3—4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик — в зависимости от инструкции).
3. Взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки:
ком, бак, сук, ветка, каток, горка.
Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:
ком бак сук ветка каток горка
дом рак лук клетка платок корка
сом мак жук пятка листок норка
лом лак бук плётка моток марка.
4. Повторить слова, близкие по звуковому составу. Особое внимание
обращать на конечный согласный звук:
вол — пол — дол — кол — тол,
тик — так — тук — ток и т. д.
5. Провести сравнение лексического значения слов, близких по звучанию:
Что такое лужи? Что такое лыжи?
6. Подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу:
лук — сук, булка — белка, удочка — уточка, ночь — дочь, сова — софа и т. д.
7. Выбрать лишнее слово, которое, по звуковому составу не похоже на остальные:
мак — бак — так — башмак.
8. Дополнить предложение, выбрав по картинкам нужное слово:
У девочки. (батон) (бутон).
У папы. (плетка, (пленка).
У бабушки. (нитка, (ватка).
У мальчика. (бинт, (винт).
9. Исключить лишнее слово:
кот, дом, сом, мом.
10. Разделить картинки со звуками [н] — [м] в два столбика:
малина, носки, майка, ноги, машина, мыло, нож, мухомор, нос.
11. Отобрать из набора картинок только картинки со звуком [ф]
фартук, вата, фата, фантик, вишни, ванна, василек, фрукты, флажок, флакон, ворона.
12. Игра «Доскажи словечко». Взрослый читает стихи, дети договаривают последнее слово (рифму) в строфе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные. (подушка).
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась. (шишка)
13. Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное слово в соответствии со значением:
Что скатали мы зимой?. (дом, ком, гном, сом)
Что построили с тобой?. (дом, ком, гном, сом)
На крючок в реке попал?. (дом, ком, гном, сом)
Может всё, хоть ростом мал?. (дом, ком, гном, сом)
IV этап
На данном этапе детей учат различать слоги.
Сначала проводится дифференциация слогов с акустически наиболее контрастными согласными ротовыми— носовыми звуками: «ма — фа», «мо — хо». Затем — с наиболее контрастными ротовыми звуками одного способа и различного местообразования: «фа — ха». Далее, выполняя упражнения по фонематическому дифференцированию, где ребенок учится выделять слоги со звуками одного местообразования и различного способа образования: «фа — та». В последнюю очередь проводится работа по различению
слогов с глухими — звонкими: «па — ба»; твердыми — мягкими: «та — тя»; свистящими — шипящими звуками: «са — ша».