Мария Болотина
Этапы работы по преодолению нарушений лексического строя речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
На первом уровне речевого развития проходит работа над развитием словаря, также здесь уточняется и расширяется пассивный и активный словарный запас детей.
Логопед проводит коррекционные занятия с детьми в небольших группах, примерно по 2-3 человека в группе. Так как в дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая, следовательно, и все занятия проводятся в игровой форме. Понимание речи расширяется за счет развития у детей представлений об окружающем мире. В импрессивной форме дети накапливают названия предметов, действий, а также учатся различать признаки предметов.
Одно из важных условий для формирования активного лексического запаса – это развитие самостоятельной речи детей. Для этого на логопедических занятиях логопед называет слова, словосочетания или фразы, которые в дальнейшем будут включены в экспрессивную речь детей. Таким образом создается ситуация, вызывающая коммуникативно-познавательную потребность в речи. Как только в речи детей появляются первые звукокомплексы или лепетные слова, то их необходимо повторять неоднократно с разной тональностью и интонацией.
На втором уровне речевого развития логопед начинает работу с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей. Словарь детей наполняется прилагательными и антонимами. Также параллельно с этим ведется работа по формированию связной речи.
На этом уровне работа по развитию лексической стороны речи ведется по следующим направлениям:
- расширение объема импрессивной речи;
- расширение активного словарного запаса;
- овладение двух-четырехсложным предложением.
Обогащение речи детей происходит посредством познания окружающей действительности, которая изучается на тематических занятиях. Здесь уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируется предметная соотнесенность слова, выделение и называние действий, признаков.
Понимание речи продолжается развиваться с помощью заданий,
типа различать слова близкие по звучанию, но разные по смыслу или обобщать слова по обобщающим признакам.
Работа над словом ведется по следующим направлениям: уточнение, расширение, активизация словарного запаса. С этой целью используются приемы словоизменения и словообразования.
Также на этом уровне ведется работа над фразовой речью.
Работа с детьми, чья речь соответствует 3-му уровню речевого развития, начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении.
На этом уровне работа над пониманием речи продолжается. Дети на занятиях учатся вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметом, их действия, признаки, понимать обобщенное значение слова.
Формируется умение выделять части предметов. Предметный лексический материал связан с изучением окружающих предметов. На основе понимания признаков предметов они учатся группировать их в практической деятельности.
Продолжается знакомство с различными способами словообразования.
На этом уровне активный словарь ребенка имеет значительный запас слов, что говорит о начальной стадии работы над формированием связной речи.