Марина Диченскова
Этапы работы по букварю
▼ Скачать + Заказать документы
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО БУКВАРЮ.
На первом этапе учащиеся усваивают гласные [а], [у], [о], сонорный согласный [м] и глухие длительные согласные, различные по месту образования: [с], [х]. Кроме изучения звуков и букв, школьники читают слова, состоящие из двух гласных (ау, у а, закрытый двухбуквенный слог (ом, ах, ох) и открытый прямой слог (ма, му, ха) и др. Большинство слогов, которые читаются на первом этапе, фактически совпадают со звукоподражательными словами. Каждое прочитанное слово разбирается по звуковому составу и значению. Для лучшего усвоения значения слова используют различные пособия (натуральные предметы, картины, демонстрацию действий. Знакомству с буквой предшествует большая работа по определению наличия звука в слове, по его выделению, по наблюдению за артикуляцией. После ознакомления с буквой фонетический анализ обогащается еще одной операцией: первоклассники устанавливают место каждого звука в слове, их последовательность. Для выявления наличия звука в слове используют следующие приемы: -отбор картинок, в названиях которых есть изучаемый звук; —выполнение учениками различных действий (хлопанье в ладоши, приседание, показ знака светофора и др.) на слова с заданным звуком; —называние детьми слов с требуемым звуком в прочитанном учителем четверостишии; —выделение звукоподражательного слова из предложения ( Гусь шипит: ш-ш-ш). В процессе обучения грамоте широко используется индивидуальный подход к детям, имеющим более серьезные нарушения в функционировании отдельных анализаторов. Применяются различные вспомогательные средства: буквы из наждачной бумаги, разборные буквы, картинная азбука, рисование буквы в воздухе с закрытыми глазами, соотнесение выделяемого звука с определенной фигурой или цветом, откладывание кубиков и их подсчет при правильном назывании букв, сравнение (сколько кубиков было вчера и сколько сегодня). Для закрепления навыков, приобретенных на первом этапе, в конце его рекомендуется предлагать детям следующие задания:
Публикация «Этапы работы по букварю» размещена в разделах
1. Назвать пройденные буквы.
2. Указать, как обозначается на письме тот или иной звук.
3. Определить по артикуляции звук, произносимый без голоса сначала учителем, затем учащимися.
4. Определить, в каком из названных слов встречается звук, заданный учителем.
5. Отобрать картинки, в названиях которых также имеется этот звук.
6. Назвать слова с нужным звуком.
7. Определить место звука в слове (в начале и в конце).
8. Читать слоги, сравнивать сходные по звукам слоговые структуры (ах —дев).
9. Разложить на звуки предложенные учителем или подо бранные учениками слоги и слова, зафиксировать их в виде условно-графической схемы, составить из букв разрезной азбуки, записать на доске.
10. Списать с классной доски или букваря буквы и слоги в тетрадь.
11. Запомнить изученные слоги.
12. Правильно и плавно прочитать слоги по букварю или в подписи под картинкой.
13. Рассмотреть картинку, выяснить ее содержание, составить предложение, включив в него прочитанное слово. Большинство названных заданий выполняется в играх или в упражнениях с элементами игры
На втором этапе учащиеся знакомятся с длительным глухим звуком [ш], с сонорными [л], [н], [р], с гласным [ы]; учатся читать и писать соответствующие буквы; продолжают работать с прямыми двубуквенными слогами (ла, на); знакомятся с закрытым трехбуквенным слогом (нос); учатся читать слова, состоящие из гласной и прямого слога (у-ра, о-сы, из обратного и прямого слогов (ум-на, из двух прямых слогов (ра-ма, на-ша, из трехбуквенного закрытого слога (сын, и короткие предложения. Работа по фонетическому анализу слогов и слов остается такой же, как и на первом этапе. Самого серьезного внимания на этом этапе заслуживает дифференциация сходных звуков (м — н, с — ш, р —л, а — о, с — х,л — м) и букв. Упражнения на звуковую дифференциацию включают в артикуляционную гимнастику, проводят в виде игр: отгадай, что получилось (одна буква заменяется на другую: Маша — наша, сом — сон); кто быстрее (дети отгадывают предметы на закрытых картинках, названия которых начинаются с оппозиционных слогов) и др. Для закрепления навыков, приобретенных на втором этапе, рекомендуются следующие задания:
1. Быстро назвать изученные буквы. -!
2. Подобрать к произносимым звукам соответствующие] буквы.
3. Соотнести печатный и рукописный варианты букв.
4. Правильно произнести сходные звуки [с] — [ш], [р] — [л], [м] — [и] и слоги с ними.
5. Сравнить слоги, составленные из одинаковых букв, определить их сходство и различие (он, но).
6. Подобрать примеры, в которых изучаемый звук находится в начале, в середине или в конце слова.
7. Прочитать слоги с одинаковыми гласными или согласными буквами (ма, та, ла; са, со, су).
8. Дополнить, ориентируясь на картинку, недостающий слог до слова.
9. Сложить слова из слоговых карточек.
10. Отгадать второй слог, подобрать слова, в которых тоже есть этот слог.
11. Прочитать слова по букварю, короткие предложения и подписи к картинкам. Найти на картинке изображение того, о чем прочитано, ответить коротко на вопрос учителя по прочитанному.
12. Выложить условно-графическую схему слова, предложения.
13. Сложить прочитанные слоги, слова и предложения из букв разрезной азбуки, списать с доски, букваря.
На третьем этапе обучения грамоте школьники изучают глухие взрывные согласные [к], [п], [т], длительные звонкие согласные [з], [в], [ж], звонкие взрывные согласные [б], [г], [д], гласный [и], щелевой согласный [и], мягкий знак.
На этом этапе дети усваивают понятие мягкости согласных и способ ее обозначения —буквами и, ь. Из слоговых структур изучаются прямой слог с мягкими согласными (пц, закрытый слог с твердыми и мягкими согласными, состоящий из трех или четырех букв (кот, кит, конь). Основные трудности этого этапа состоят в выработке у школьников умения читать слоги с мгновенными согласными и с мягкими согласными, правильно произносить слоги со звуками [к], [п], [т], сходными по артикуляции со звуками [г], [б], [д], которые также вводятся на данном этапе. Закрепление умений, формируемых на этом этапе, происходит в процессе следующих упражнений: 1. Быстрое узнавание и называние указанных букв.
2. Дифференциация сходных печатных и рукописных букв (т — г, ж — к — х; д — б, д — з, п — т).
3. Соотнесение звука и буквы, их печатного и рукописного вариантов.
4. Дифференциация слогов и слов с оппозиционными звука ми: звонкими и глухими-(да — та, дам — там)’, шипящими и свистящими (жо — зо, кожа — коза)’, мягкими и твердыми (мила — мыло, жар — жарь); гласным [и] и согласным [и] (мои — мой).
5. Постоянное повторение слоговых структур, их запоминание для узнавания «в лицо».
6. Сравнение слогов и слов, отличающихся одной буквой или их количеством (был — бил, рыба — рыбак).
7. Более самостоятельное составление условно-графических схем слов (с цветовым изображением гласных и согласных звуков) и предложений.
8. Подбор слов и предложений к условно-графическим схемам.
9. Чтение трехсложных слов и слов, состоящих из новых слоговых структур: хо-ди-ла са-дик по-пу-гай ва-ри-ла ку-бик хо-ро-ший
10. Письмо слов и предложений под диктовку после предварительного устного разбора или послогового проговаривания. Так же как и на предыдущих этапах, большое место в процессе закрепления занимают игры и игровые приемы: узнай букву по ее элементам (овал и петля внизу); отгадай букву : эта буква широка и похожа на жука; назови сам элементы буквы и предложи угадать товарищам; отгадай спрятанный предмет по первому (последнему) слогу его названия; кто больше составит слов по слоговой таблице; поиграем в домино со слогами на фишках и др.
На четвертом этапе обучения грамоте школьники усваивают йотированные гласные [е], [я], [ю], [ё], затем аффрикаты [ц], [ч], такие малоупотребительные звуки, как щелевые [щ], [ф], гласный [э]; читают слова со стечением двух согласных в начале и в конце: сначала твердые варианты, потом мягкие, сначала четырехбуквенные слоги, равные слову (крот, волк, затем трехбуквенные и четырехбуквенные, равные только отдельному слогу (рва-ла, клюк-ва). Большие затруднения на этом этапе умственно отсталые дети испытывают прежде всего при освоении слогов со стечением согласных и с йотированными гласными.
На третьем и четвертом этапах возрастает количество слов и предложений; предлагаемых для чтения. Уровень владения навыками чтения у учащихся одного и того же класса оказывается разным. Поэтому приходится индивидуализировать процесс чтения, используя не только текст букваря, но и карточки с более легким и более сложным текстом, карточки со слогами и словами, специально составленные учителем книжки-малышки с картинками и различными по сложности текстами, по возможности чаще прибегать к игровым приемам.