Асият Зимина
Консультация для педагогов «Этапы патриотического воспитания, формы и методы работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
(В. А. Сухомлинский)
Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром. И желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.
Публикация «Консультация для педагогов „Этапы патриотического воспитания, формы и методы работы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Задачи:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
развитие интереса к традициям;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о нашем городе;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения города;
формирование толерантности, чувства уважения к традициям.
Для реализации патриотического воспитания дошкольников необходимы:
-создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
-обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
-последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
-тесный контакт по этой проблеме с семьёй, опора на её традиции и опыт.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский,. Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным".
Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Этапы патриотического воспитания
-предварительный,
-базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств)
-художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством)
-когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране)
- эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Средства патриотического воспитания
- окружающая мезосреда( это часть внешней среды, с которой организация имеет конкретные и непосредственные взаимодействия.)
- художественная литература и искусство (знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов; чтение и разучивание пословиц, поговорок, сказок)
- фольклор; (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение, разучивание песен, игр)
- практическая деятельность (участие в общественных и календарных праздниках; участие детей в посильном общественно-полезном труде, организация тематических выставок)
Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Формы и методы патриотического воспитания
Патриотическое воспитание многогранно, осуществляется оно с помощью определённых форм и методов. «Выбор определённых форм и методов воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития». Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности. Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников.
Форма воспитания становится эффективным в сочетании с адекватными методами.
Методы патриотического воспитания
Выделяется две группы методов патриотического воспитания дошкольников :
1. Организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых и др.) ;
2. Формирование у дошкольников патриотических представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картинок, иллюстраций).
Формы патриотического воспитания
- занятия;(Я люблю мой дом (конкурс рисунков, Наш край (область или республика). Народы России., составление рассказа по картинке (наша армия, военная техника и тд., лепка самолетов, аппликация;
- чтение сказок, былин, рассказов; («Кто построил этот дом», «Шел по улице солдат», «Слава», «Точно в цель», «За Родину», «Страна, где мы живём» Базурин С. «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Святогор», Рассказы о Великой Отечественной Войне», «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове) Алексеев С.);
- беседы;(наша семья, день города, день России,день флага, наша армия, первый космонавт и тд.);
- игры, КВН; (дидактические игры, народные игры, игры-путешествия, сюжетно-ролевые и т. п. (вышибалы, гуси-лебеди, лапта, бейсбол и другие.)
- экскурсии и целевые прогулки; (По родному городу, Экскурсия к памятнику героям ВОВ, в краеведческий музей);
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов; (о войне, о солдате, Родине и тд.);
- прослушивание аудиозаписей. (Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.);
Хорошо, когда занятия включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, и т. д.
Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.