Приложение МААМ

Этапы и методы АМО

Раиса Беспалова
Этапы и методы АМО
▼ Скачать + Заказать документы

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри обра-зовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа занятия ис-пользуются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Остановимся кратко на каждом этапе занятия и методах, целесообразных его прове-дению

- инициация

(начало урока,

знакомство) Трудно переоценить значение этого этапа. С самого начала занятия

важно создать благоприятный эмоциональный настрой.

Публикация «Этапы и методы АМО» размещена в разделах

Такие АМО как Зеленый свет, Светская беседа, Новые

имена, Комплименты помогают наладить контакт в группе, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу, а так же дина-мично начать занятие, задать нужный ритм.

Следующие перечисленные методы отличаются от предыдущих тем, что в них присутствуют еще и тактильные ощущения.

Методы Цепочка, Приветствие : участники здороваются друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом. Ру-копожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это спо-собствует возникновению близости и позитивной внутренней установки.

Метод Поздоровайся локтями : поздороваться как можно с

большим числом членов группы, назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями, что способствует созданию неформальной об-становки в начале занятия и установлению контакта между детьми.

Метод Первое впечатление : по ходу перемещений по группе дети говорят друг другу характеристику, краткое описание своего первого впечатления о ребенке, что позволяет создать положитель-ную атмосферу мероприятия и позитивного настроя на восприятие темы.

Очень хорош метод Комплименты, который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние ребенка, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Педагог спрашивает детей, как они себя чувствуют, и просит их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. Интерпретация цветов ого-варивается заранее, например: orange – happy, glad (довольный, ра-достный) и т. д. После этого педагог говорит, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по

парте комплимент.

Метод Познакомься с игрушкой – создание игровой обста-новки на занятии, обеспечивает визуализацию, поднимает интерес у детей.

- вхождение или погруже-ние в тему (со-общение целей занятия) Существует несколько методов для успешного и комфортного

вхождения детей в тему занятия. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических уме-ний, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления.

Метод Ассоциаций позволяет задействовать образное мышле-ние, память: учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое предлагает педагог на картинке (написано на карточке). Первый ребенок получает картинку от педагога и называет ассоци-ации, которые у него возникают с этим словом. Картинка передает-ся по цепочке до тех пор, пока не вернется к педагогу. У каждого

Ребенка есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли.

Метод АМО Мозаика. На доске помещается мозаика, необхо-димо сложить ее так, чтобы узнать тему занятия.

Метод Головоломка способствует развитию умения выдви-гать гипотезы. Развитие умения критически оценивать факты, ле-жащие на поверхности, искать зацепки для решения поставленной задачи.

Метод Голоса предлагает учащимся догадаться, чьи голоса звучат на записи, с целью определения темы занятия.

Метод Иллюстрация : модератор заранее скачивает фильм. После просмотра фильма и обсуждения в парах возможного вари-анта ответа, участники формулируют тему занятия и цели.

формирование

ожиданий де-тей (планиро-вание эффектов занятия) Целеполагание, учет потребностей и ожиданий воспитанников де-лает образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями воспитанников, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы.

Такие методы, как Список покупок, Дерево ожиданий,

Дерево желаний, Море волнуется, Разноцветные ли-сты позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Для выяснения образовательных целей детей, их ожиданий и опа-сений можно использовать различные методы, остановимся на не-которых из них.

Метод Фруктовый сад - универсальный метод. Заранее гото-вятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них дере-вом. Одно дерево Яблоня, второе – Лимонное дерево. Де-тям раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные ябло-ки и лимоны.

Педагог предлагает детям попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожида-ний/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и спосо-бы работы на занятиях, атмосфера в группе, отношение педагогов и детей и т. д.

Свои ожидания дети показывают на яблоках, а опасения – на лимо-нах. Кто готов, подходят к соответствующим деревьям и при по-мощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям, объясняя, чего он опа-сается (лимон) или ожидает (яблоко) от занятия. После того,

как все прикрепят свои фрукты к деревьям и выскажут свое мнение, педагог подводит итог.

В процессе обсуждения итога возможно уточнение ожиданий и

опасений.

Метод Крылья и зубы. Участникам объясняется, что начиная

любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидание – что-то легкое, опасение – злое, коварное. Представить: ожидание – птички, опасение – крокодилы. В творческой обстановке выяснить ожидания и опасения группы.

Метод Прогноз. Педагог предлагает детям сделать свой про-гноз на конец занятия, предположить, как они будут себя чувство-вать, что они будут знать или не знать, что они будут уметь или не уметь делать.

Метод Дерево у автобусной остановки. Заранее схематично

нарисовать на доске дерево; приготовить желтые и зеленые листоч-ки с двухсторонним скотчем на обратной стороне. Пока автобус едет до магазина, каждый ученик получает два листоч-ка: зеленый и желтый. Зеленый листочек дети говорят, чего они ждут от занятия, а желтый – чего опасаются.

Готовые листочки сохраняются у себя до конца занятия. Когда нужно будет возвращаться домой из магазина (в конце заня-тия, ребята наклеят свои листочки на дерево у автобусной оста-новки : зеленые – со сбывшимися ожиданиями или желтые – со сбывшимися опасениями.

Если на дереве окажется больше зеленых листьев, то цели занятия

достигнуты. Если дерево пожелтеет, значит, были допущены ошибки в проведении занятия.

- интерактив-ная лекция (пе-редача и объ-яснение ин-формации) Такие методы, как «Спайдерграмма», «Ульи», Мозговой штурм позволят сориентировать детей в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Метод «Спайдерграмма призвана помочь детям систематизи-ровать свои знания по теме. На доске или плакате педагог рисует круг в центре которого закрепляет картинку с обобщающим поня-тием темы занятия. От данной картинки отходят стрелки с такими же кругами, в которых помещаются картинки, связанные с данной темой. Дети сами их называют. Данный метод помогает вспомнить и систематизировать изученный материал, и подготовить воспи-танников к дальнейшей проработке темы.

Метод Ульи. Участники разбиваются на группы по 3-6 чел. в

каждой. В группах обсуждается один или два заданных вопроса. Заранее известно, что ответы на вопросы будут затем сообщены всем участникам.

проработка

содержания темы (группо-вая работа) Отличительная черта данного этапа - построение эффективной

командной работы. Грамотное распределение участников по груп-пам способствует созданию позитивного эмоционального фона на занятии, поддержанию высокой познавательной активности у де-тей, реализации дифференцированного подхода, формированию навыков работы в команде, выявлению лидерских качеств.

Для формирования мини-команд можно использовать различные

методы : самые простые из них не требуют предварительной подго-товки, например, можно объединить рядом стоящих детей либо попросить ребят рассчитаться на первый-второй и затем сформиро-вать группы по номерам.

Для более интересных методов формирования малых групп требу-ется предварительная подготовка. Можно заранее заготовить не-большие карточки разных цветов, раздать ребятам и попросить объединиться в группы по цвету карточек (можно использовать и

форму карточек, либо придумать игру, в ходе которой происходит

постепенное формирование групп.

При применении методов Создай свой круг, Найди похо-жих участники делятся на группы по интересам, а также в соот-ветствии с фразами - утверждениями. Можно предложить Японскую машинку. Все участники занятий выполняют син-хронно ряд движений (как машина) : 1) хлопают перед собой в ла-доши, 2) двумя руками хлопают по коленям — правая по правому, левая — по левому, 3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, желательно щелкая при этом пальцами, 4) то же самое делают левой; далее повторяют 1) — опять хлопок перед собой, 2… и т. д. Выходят из игры дети, которые не успева-ют попадать в такт машинке, которая все убыстряет ход. И так, по-ка не будут сформированы группы.

Метод Турне. Дети группами распределяются по трем пунк-там и по команде или по сигналу отправления переходят от одного места ко второму и третьему в заданном направлении, предвари-тельно разделившись на 3 группы, рассчитавшись на 1-й, 2-й, 3-й.

В течение 5-ти минут каждая группа имеет возможность выпол-нить предлагаемые там задания, получая стикеры-ступени опреде-ленного цвета соответственно своему вкладу в решение задачи и прикрепляя их к своей линии - пути к вершине пирамиды.

Метод Радиопередача. Детям предлагается представить себя

известными исследователями, которые открыли новое животное. В группах дети создают необычное животное из частей тела разных животных, придумывают ему название, далее составляют радиопе-редачу о новом животном.

- подведение

Итогов (ре-флексия, оцен-ка урока) Завершение раздела занятия рефлексией, осмысление хода и ре-зультатов всего занятия закрепляет усвоение нового материала.

Весьма логично вернуться в начало занятия, на этап формирования

ожиданий и опасений и подвести итог, т. е. выявить, осуществились ли ожидания, оправдались ли опасения учащихся на уроке.

Метод Дерево желаний. Детям предлагается вновь обратиться к своим яблокам, на которых они писали в начале урока свои ожи-дания и опасения. Ребята снимают те яблоки, на которых ожидания и опасения не сбылись. Если дерево здоровое с зелёными ябло-ками – цели урока достигнуты. Если присутствуют жёлтые яблоки – на занятии получилось не всё.

Метод Крылья и зубы. Модератор предлагает ребятам снова

обратиться к своим птичкам и крокодилам, где они писали в начале занятия, чего они ждут и чего опасаются. Участники подходят и снимают несбывшиеся страхи и нереализованные ожидания. Моде-ратор анализирует, что получилось. Остались птички – урок про-шел хорошо, ожидания ребят оправдались. Остались крокодилы или несколько крокодилов, обсуждается, над чем еще нужно пора-ботать. Модератор еще раз получает психологический портрет группы, что позволит ему корректировать работу с отдельными детьми.

Метод Лестница успеха. На завершающей стадии урока педа-гог предлагает детям оценить свое участие в занятии, степень удо-влетворенности общением, которое состоялось на занятии, своим вкладом в работу всей группы, в итог занятия с помощью Лестницы успеха.

Дети проходят к ватману с Лестницей и приклеивают смайлик там, где считают нужным. Полученная картина обсуждается педа-гогом и детьми: сколько ребят позиционировали себя на верхней ступеньке, сколько на второй, сколько на третьей.

Метод Слоеный пирог - самооценка и анализ учебной дея-тельности детьми и педагогом-модератором.

Слои пирога могут быть разными в зависимости от вида ре-флексии:

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

рефлексия деятельности;

рефлексия содержания учебного материала.

Метод Светофор. Ребята выбирают карточку того цвета, кото-рый, по их мнению, отражает их оценку урока: зеленый – позитив-но, желтый – нейтрально, красный – негативно. Затем приклеивает ее на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая картину урока.

Методы Смайлик, Вместе мы построим дом, Наш урожай позволяют оценить собственную работу на занятии, вклад в общее дело по достижению поставленной совместной цели в начале урока, оправдались ли опасения или ожидания, которые были у них в начале, понравилось ли занятие.

- эмоциональ-ная разрядка

(разминки). Метод Физкультминутка позволит повысить уровень энер-гичности в группе, прийти в бодрое настроение.

Физкультминутки можно проводить, учитывая тему занятия

В состав упражнений для физкультминуток входят:

• упражнения по формированию осанки,

• укреплению зрения,

• укреплению мышц рук,

• отдых позвоночника,

• упражнения для ног,

• релаксационные упражнения.

Метод Сам себе режиссер способствует снятию напряжения после интеллектуальной работы, привитию навыков здорового об-раза жизни. Участники разбиваются на мини-группы по желанию. Модератор предлагает вспомнить какое-либо стихотворение или рифмовку, придумать движения, затем продекламировать стихо-творение с движениями. Вариант: смотрят мультфильм и выпол-няют упражнение вместе с героями

Метод Динамическая пауза обеспечивает психологическую

разгрузку, побуждает к активизации самостоятельной познаватель-ной деятельности. Дети выполняют пальчиковые упражнения, ко-торые помогают ребенку расслабиться, убрать напряжение, снять общую умственную усталость.

АМО Радуга, Живые буквы, игры с мячом, речедвига-тельная гимнастика создают условия для снятия эмоционального напряжения, перехода к повседневности и получения обратной свя-зи, помогают снять физическое напряжение, утомленность и под-нять настроение

Использование в каждой части занятия игровых методов обучения, возможность двигать-ся и разговаривать в процессе обсуждения заданий, позволяющих на деле реализовать принципы здоровьесбережения, делают урок желанным, ожидаемым детьми.

Смена напряженной работы веселыми разминками, когда педагог не только не

запрещает, но наоборот, выступает в роли организатора такого поведения во время заня-тия, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения эф-фективного и качественного обучения. Положительная энергетика занятия дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Этапы и методы АМО
Опубликовано: 22 августа 2023 в 20:47
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы и методы АМО» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Беспалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД