Эльвира Бычкова
Этапы формирования детского рисунка.
▼ Скачать +Заказ
Способность к изобразительной деятельности – универсальная способность человека.
Ребёнок начинает «рисовать» на втором году жизни. Сначала рисует бессмысленные штрихи и линии, потом – забавных человечков, домики, кораблики, космические ракеты, маму, папу, друзей, т. е. всё, что привлекает, удивляет, нравится. И так продолжается до 9 -10 лет.
Наблюдая начальную стадию детского рисования, разные учёные, отмечая одинаковые или очень сходные факты, по-разному объясняли причину зарождения у детей рисования.
Одни считают, что это врождённая «графическая потребность» и излишки нервно-мускульной энергии маленьких детей.
Публикация «Этапы формирования детского рисунка,» размещена в разделах
Другие связывали это с определёнными этапами развития интеллекта.
Третьи видели в этом проявление инстинктов и подсознательных влечений.
Вместе с тем:
- начало изобразительной деятельности не зависит от уровня нервно-мускульного и интеллектуального развития ребёнка;
- уровень изобразительной деятельности не зависит от времени её начала;
- дети начинают рисовать раньше в тех семьях, где взрослые рисуют, пишут.
В изобразительной деятельности различают несколько стадий:
1 стадия – доизобразительная, с беспредметным изображением (каракули).
Каракули для ребёнка имеют смысл. Вначале ребёнок получает удовольствие от движений, штрихи его не интересуют. Затем осознаёт наглядный образ собственных действий.
Первым организатором детских каракулей становится ритм. Важное изменение происходит в отношении ребёнка к своим действиям. Дети начинают отличать организованную поверхность от неорганизованной. Происходит важное событие в развитии психики ребёнка – на смену неупорядоченности восприятия и мышления приходит организованность. Возникает желание повторить полученный результат.
Развитие детей в этот период больше всего зависит от того, насколько активно совершаются практические действия с различными предметами. Действия с реальными предметами дети переносят в рисование.
Задача воспитателя (родителя) - обратить внимание на характер движения линий.
-Если преобладают отрывистые линии с малой амплитудой – активно развиваются мелкие мышцы, но замедляется развитие руки в целом. Необходимо показать как действовать
-Если преобладают размашистые линии – тормозится развитие мелких мышц. Необходимо дать маленькие листы бумаги.
Карандаш должен быть мягким и иметь длину в 2/3 от целого карандаша.
Цветные карандаши даё м 5-и цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный и чёрный. Необходимо следить за правильностью держания карандаша между пальцами, за регуляцией расстояния пальцев от грифеля (короткие штрихи – ближе, длинные – дальше).
В этом возрасте бесполезно организовывать занятия – ребёнок повторит то, что увидел, но не закрепит и в дальнейшем не отразит в самостоятельном рисовании.
Следует наблюдать и выражать удовлетворённость успехами и сдерживать неудовольствие
2 стадия – доизобразительная с речевым обозначением нарисованных объектов.
Название изображённым округлым формам взрослые дают названия. Ребёнок пытается повторить. Союзником рисования становится речь. В течение всего периода активной изобразительной деятельности, начиная со стадии каракулей и до 9 -10 лет процесс рисования преимущественно связан с активностью речевых разделов мозга и рисунок отражает тот уровень обобщения, который доступен ребёнку в мышлении. Изобразительная деятельность, как и речь, в годы детства развивает мышление. Рисунок становится графическим изображением ритмичного проговаривания слов. Лист бумаги становится местом действия, которое ребёнок не изображает, а лишь называет (машина едет, дядя идёт по дороге и пр.) Ребёнок осваивает лист как пространство. Это приводит его к поиску разнообразных графических средств, позволяющих передать движение. Поиск – важнейший элемент творчества.
На этой стадии ребёнок замечает зависимость толщины и яркости линии от степени нажатия на карандаш.
Воспитателю необходимо следить, чтобы ребёнок пользовался и тонкими, и толстыми линиями. Следует показать приём «написание письма». Это позволит сформировать свойство лёгкой, свободной руки.
От 2,5 до 3 лет дети на картинках легко узнают и правильно называют многие предметы, даже если их цвет и величина отличаются от тех, которые они видели раньше. Называют все предметы, но не связывают их в действие.
Изображённые ребёнком предметы случайно могут быть похожи на реальные.
Появляется новообразование – ребёнок может повторить то, что уже изобразил сам и то, что покажут взрослые. Но изображает то, из чего состоит предмет, а не то, как выглядит.
3 стадия – изобразительная, в которой можно выделить несколько этапов :
- этап схематических рисунков (головоноги, графические штампы, раздельное рисование каждой части отдельного объекта);
- этап правдоподобных изображений - 5-6 лет (предметные рисунки, пропорции в изображении людей, поворот головы и в фас и в профиль, черты лица, тщательная деталировка изображения, персонификация изображения, примитивная многоплановость, панорамность, изображение действия при явном отсутствии такового);
- этап реалистичных изображений приходится на период обучения в начальной школе;
- этап обобщенного рисунка (с 12-14 лет)