Александрова Лидия
Эссе «Мой идеальный детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЭ «Мой идеальный детский сад».
Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательной услуги, рост профессиональной компетентности педагога, как основного ресурса развития системы образования, на индивидуальное развитие личности воспитанника в сочетании с коллективным. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.
Публикация «Эссе „Мой идеальный детский сад“» размещена в разделах
На мой взгляд, традиционный детский сад ограничивал деятельность и творчество педагога, «загоняя» его в определенные рамки. В образовательном процессе не учитывалась индивидуальность воспитанников. Воспитание осуществлялось по определенному шаблону.
Современная ситуация общественного развития требует иного подхода к организации образовательного процесса в ДОО.
Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, на наш взгляд, должен быть построен на идее постоянного развития всех субъектов образовательных отношений. Это предполагает следующее:
- в ДОО осуществляется индивидуальное развитие ребенка в соответствии с его способностями, потребностями и возможностями;
- педагог постоянно развивает свои профессиональные и личностные качества: в самом образовательном процессе ДОО, в системе повышения квалификации, самостоятельно.
- руководитель ДОО обеспечивает успех деятельности воспитанников и педагогов;
- коллектив ДОО работает в творческом режиме;
- отношения педагога с воспитанниками - субъект-субъектные.
Цель – обеспечение высокого качества образовательного процесса в ДОО с учетом личностного развития воспитанников и педагогов.
К основным задачам я отношу следующие:
1) Развитие индивидуальности воспитанника, способного жить в социуме;
2) Развитие профессиональных и личностных качеств педагогических работников в самом образовательном процессе ДОО;
3) Организация творческого образовательного процесса в ДОО.
В образовательном процессе должны учитываться следующие принципы:
1. принцип гуманизации образования - изучение личности каждого ребенка, предусматривающий изучение способностей, особенностей личности воспитанника и создание условий для его развития, сохранения и укрепления физического и психического здоровья;
2. принцип индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивающий развитие интересов, склонностей и способностей детей;
3. принцип гуманитаризации образования, ориентированный на формирование личности, воспитание гражданских качеств, обучение современным формам общения, развитие способности осваивать информацию и принимать эффективные решения;
4. принцип демократизации - соблюдение неотъемлемых прав участников образовательного процесса;
5. принцип современных подходов к организации образовательного процесса, развитие форм открытого образования с учтом информатизации образовательной среды, современных технологий и форм образования;
6. принцип непрерывности образования.
На мой взгляд, педагогическая концепция С. Френе может лечь в основу организации образовательного процесса в ДОО. Из его концепции для организации образовательного процесса мы бы руководствовались следующими положениями: образовательный процесс строится на основе педагогики сотрудничества, педагогики свободного воспитания, педагогики творчества.
Кроме того, я совершенно согласна с позициями С. Френе относительно дошкольной педагогики (эти позиции можно использовать и для реформирования отечественного образования в ДОО) :
1. Главное действующее лицо образовательного процесса – ребенок, с его индивидуальностью, интересами и потребностями.
2. Сочетание в образовательном процессе возрастного и индивидуального подходов к развитию личности ребенка.
В содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОО необходимо включить следущие образовательные области:
Познавательное развитие (П). Область позволяет развить интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию, творческую активность и воображение. Познавательное развитие предполагает:
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие (Р). Область позволяет научить детей:
- владеть речью как средством общения и культуры;
- обогатить активный словарь;
- развить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- развить речевое творчество;
- развить звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
- знакомится с книжной культурой, детской литературой, понимать на слух тексты различных жанров детской литературы.
Художественно - эстетическое развитие (ХЭ). Область направлена на:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие (Ф). Область нацелена на:
- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- правильное формирование опорно - двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Я считаю, что в образовательном процессе ДОО для непрерывного развития всех субъектов образования необходимо обязательно использовать следующие технологии: проектная деятельность и сюжетно-ролевая игра.
К сожалению, в образовательном процессе традиционного детского сада сюжетно-ролевая игра применялась довольно редко. Эта технология, на наш взгляд, позволяет выявлять индивидуальные особенности воспитанников, их склонности, интересы. Кроме того, в сюжетно-ролевой игре ребенок может раскрыться, проявить себя.
Проектная деятельность способствует развитию и воспитателя, и воспитанников.
Естественно, проектная деятельность должна быть организована с учетом возрастных особенностей детей. В процессе создания проектов дети открывают много нового для себя, индивидуально включаются в создание проекта. Воспитатель же разивается в профессиональном плане, учится работать по-новому.
Хочется отметить, что желательно использовать микрогрупповые и индивидуальные формы работы с детьми.
Учет результатов образовательного процесса может осуществляться через диагностические карты, оформленные на каждого воспитанника, в которых отражена динамика развития ребенка.