Светлана Сергеевна Щеглова
Эстетическое воспитание детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Публикация «Эстетическое воспитание детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей с ограниченными возможностями.
Ощущение и восприятие : В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у слабослышащих, особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор такого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью.
Слышащие дети часто путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Дети с нарушением слуха более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти, труднее даются рисунки, которые выражают пространственные отношения.
Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Для развития творческих способностей детей нашей группы особое внимание уделяю художественному труду.
Изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация,моделирование и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Деятельность стараюсь осуществлять исходя из личного опыта воспитанников, все работы так или иначе связаны с природными явлениями,т. е. зима- снеговик, весна-подснежник и т. п. Одну тему закрепляем в различных видах внеклассной деятельности.
Например : тема «Снеговик» .Сначала провожу беседу, затем слепили на прогулке настоящего снеговика, потом рисование, аппликация, лепка и наконец на открытом внеклассном занятие показали моделирование снеговика, т. е. осуществлялись межпредметные связи. Исходя из проведённой работы у детей расширялся и закреплялся словарь в течении длительного времени. В коллективных и индивидуальных работах идёт организация речевого общения между детьми, построение диалогов.
Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания детей с ОВЗ. Формируются такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: дети видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу.
Так, мы стали принимать участие в школьных выставках,дети гордятся выполненными работами,радуются,когда их отмечают почётными грамотами, отсюда желание заниматься ручным трудом,творческие способности активно развиваются,формируется эстетический вкус.
Во всех внеклассных занятиях стараюсь сохранять связь с работой учителя,т. е. продолжать и закреплять знания и умения полученные на уроках.
Во время проведения внеклассных занятий ставлю перед собой следующие задачи :
• овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, бумажной пластики;
• формирование творческой активности, художественного вкуса;
• развитие мелкой моторики;
• формирование чувства цвета;
• воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
• воспитание организованности, аккуратности;
• умения начатое дело доводить до конца.
• Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей, ответственность при выполнении работы. В процессе творческой деятельности формировать навыки общения в коллективе.
В современных условиях в школах выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания :
Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит школе. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий педагогов, воспитателей и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.
Установление преемственности в эстетическом воспитании школы и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.