Елена Босий
Эстетическое развитие личности в изобразительном искусстве у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание понятия эстетическое развитие включает некоторые качества личности : эстетическое восприятие, представление, чувство, деятельность, эстетический идеал.
Эстетическое восприятие развивается в процессе изучения пространственных эстетическое качеств предметов и явлений: формы, цвета, композиции, расположение в пространстве и т. д.
Эстетическое представление формируется как комплекс воспринятых эстетических качеств предметов и способов их изображений, то есть как выразительный образ.
Публикация «Эстетическое развитие личности в изобразительном искусстве у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Эстетические чувства у детей возникают как эмоционально - оценочные отношения, реакция на выразительные образы, интерес к ним.
Эстетическим образом или идеалом в образовательном творчестве является художественный образ, который волнует, привлекает, вызывает желание достигнуть его через восприятие или через творческое создание образа средствами изобразительных материалов.
Эстетическая деятельность рассматривается нами как творчество, а детское - как детское художественное творчество, которое характеризуется нами как освоение детьми готового художественного опыта накопленным со многими поколениями художников и самостоятельное изображение выразительного образа в лепке, рисовании, декоративной деятельности, аппликации и другие. По нашему мнению, усвоение художественных средств или обучения детей и использование их в изобразительной деятельности, это и есть единый интегрированный процесс детского изобразительного творчества.
Познавательное значение изобразительного искусства является особенностью художественно - образного познания, его ролью в умственном развитии личности ребенка.
Для выявления особенностей детей нам необходимо проанализировать содержание детских рисунков по замыслу, а при их отсутствии предложить ребенку нарисовать то, что ему хочется, что он любит, о чем мечтает. Это связано с отражением предметного мира. Ребенок пытается изобразить образы явление природы, что можно назвать отражением «природного мира» и считать его проявлением интереса к изображению живых образов с более высокой чувствительностью.
Ребенок пытается изобразить человека начиная с главного, что можно считать изображением «социального мира», считать признаком одаренности в самовыражения графическими средствами и проявлением интереса к выражению своего внутреннего духовного мира.
Для выявления особенностей необходимо использовать методику «Найди настроение в красках» предложив ребенку выбор красок, при этом возможно следующее проявление:
а. Ребенок отказывается от выполнения задания не понимая его, и использует с красками характерные цвета у конкретного предмета, что можно назвать использование предметного цвета и считать начальным этапом восприятия цвета или усвоенным шаблоном.
б. Ребенок экспериментирует с красками, пробует их на бумаге,
ищет радостные или грустные цвета, повторяет это много раз получая от этого удовольствие, что можно считать оценочным эмоциональным использованием цвета и высоким уровнем интереса и чувствительности к цвету.
в. Ребенок фантазирует и использует цвета придумывая и изображая хорошее или плохое настроение, подбирая неожиданные сочетания или окраску изображений, что может назвать используемым фантастического цвета.
Для выявления способностей чувствовать детьми пространства, пространственного представления и желание их отразить в рисунке нужно использовать технику «ближе – дальше» возможны следующие варианты проявления:
а. Ребёнок как бы разбрасывает беспорядочные изображения по
листу бумаги, проявляя начальную форму изображение пространства.
б. Следующий шаг ребёнок устанавливает все предметы на
изображении в одну линию, это можно определить, как низкий уровень развития пространственного восприятия или представления у ребёнка.
в. Ребёнок пытается расположить предметы ближе - дальше,
изображать непрозрачность, то это можно считать признаком одаренности ребёнка в восприятии и желании изображать пространственное отношение предметов и образов.
Самым сложным для объяснения детям является изображение в рисунке объёмности предметов. К примеру, мы используем методику «Нарисуй похоже». К примеру, какой-нибудь фрукт, овощ, предмет, игрушку и т. д. Потом обучить ребёнка отмечать куда и в какое место падает тень, свет, показываем, как и какими цветами отмечать эти места на изображении, тень - это чёрный цвет, а свет - это белое пятно. После того как ребёнок усвоил объёмность изображения можно считать, что он усвоил все правила рисования и можно продолжать с ребёнком профессиональное обучение рисования и техник изобразительного искусства.
На каждом занятии в группе учитываются выявленные особенности одарённости детей и задания даются детям не менее чем в трех формах сложности: очень простые, доступные по возрасту и сложные. После определения этапов подготовки детей формируется задания на занятии и представления им разных технологий, уровней сложности рисования в разном групповом сегменте.