Надежда Тотышева
Эссе «Все мы родом из детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы родом из детства. Во взрослую жизнь человек уносит все отрицательные и положительные эмоции, счастливый или печальный опыт познания мира, полученный в детстве. И сейчас я, глядя на своих воспитанников, как они играют на сцене, поют, выступают и с выражением читают стихи, вспоминаю свое детство и своих подружек, которые, как и я, выбрали профессию педагога.
Публикация «Эссе „Все мы родом из детства“» размещена в разделах
Какое удовольствие нам доставляло устраивать летом концерты для двора. Мы оформляли пригласительные билеты для родителей, друзей и соседей, продумывали программу концерта, репетировали спектакли, сочиняли песни, ставили танцевальные постановки. Мы жили в этом сказочном и волшебном мире сказок, добра, любви, творчества. Вспоминаю, как отец одной из подруг даже сколотил нам сцену во дворе.
А еще в памяти остались учителя, молодые красивые. Они организовали для нас школьный клуб «Огонек», где знакомили нас с классическими музыкальными произведениями, с мировыми шедеврами живописи, с поэтическим творчеством. И я впитывала в себя все это, торопилась скорее вырасти, чтобы стать учителем, таким же добрым, мудрым, красивым. Я мечтала стать учителем, для меня это был образ жизни, а не профессия.
Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда-то приходилось отвечать на эти вопросы. Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Потому что педагог – это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в других моих учениках. Я не работаю учителем, я учитель. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. И нахожу в этом радость и удовлетворение.
Недавно прочитала одно из высказываний, что учительская работа – самая трудная и требует больших нечеловеческих усилий. Дорогие коллеги! Наша профессия самая лучшая, самая простая и самая интересная! Педагогическая наука имеет удивительную особенность: ее нельзя просто усвоить, ее нужно прожить, ее нужно открыть в самой себе, чтобы постичь суть мастерства дела.
Все мы рождаемся гениями. Потом становимся одаренными, потом - талантливыми, потом - способными… И мне видится, что задача настоящего педагога не допустить этого превращения: превращения из гениального человека в способного. Один древний философ сказал: «Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я в конце концов стал хорошим человеком». Эта цитата является для меня ключевой в моей интересной и любимой профессии музыкального руководителя. Наш взрослый мир полон противоречий, условностей, которые мы, взрослые, часто навязываем детям, не давая тем самым возможность им раскрыться. Для меня каждый ребенок – это гениальная личность со своим маршрутом достижения успеха. Каждый ребенок уникален, по – своему неповторим. Он открыт для добра и красоты, чутко реагирует на ложь. Я учу детей не только акцентировать внимание на своих чувствах, но и принимать точку зрения других людей, «размышлять вместе с музыкой в такт…».
Милые мои артисты, фантазеры, сколько же мы с вами вместе за эти годы спели песен, показали сказок и спектаклей, перевоплощаясь то в Пирата, то в Снегурочку и даже в Избушку на курьих ножках! Сколько радостных моментов пережили на сцене нашего детского театра – студии «Сказка». Сколько вершин покорили! Передо мной, как слайды, пробегают моменты нашей жизни в детском саду. В новом учебном году в детский сад придут доверчивые новички. И я вместе с ними буду заново учиться дружить с музыкой.
Несомненно, вижу педагогику своим призванием. Надеюсь, что получится вырастить из моих юных воспитанников добрых и мудрых людей, умеющих видеть прекрасное вокруг, быть чуткими к чужим проблемам, искренними и открытыми в своих чувствах. Может быть, задача не из простых, но у меня есть свой союзник – Музыка. Часто вспоминаю слова В. А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Сила музыки фантастична. Эта сила заставляет плакать, смеяться, размышлять и переживать. Внутри каждого человека звучит музыка, мелодия каждого сердца неповторима и уникальна. Я стараюсь услышать, понять каждого своего юного ученика, найти самые сокровенные струнки его души. Если тронуть струны – польется музыка! И тогда зазвучит наша общая симфония.
Уметь любить ребенка – значит, много думать, много переживать, искать, отказываться от сковывающих шаблонов, привычек. Считаю, что высшее проявление педагогической успешности – это не столько высокие показатели усвоения материала, сколько радость, улыбки детей, полученные на моих занятиях, и желание новых встреч с музыкой. С помощью музыки мы учимся замечать прекрасное в окружающем мире, удивляться первому весеннему дождю, грустить с опадающими листьями, радоваться морозному дню…
Я не знаю, кем станет каждый из моих воспитанников в будущем, какую дорогу для себя изберет. Пусть не все из них станут музыкантами или актерами. Но всем им придется сочинять единственное произведение – симфонию, симфонию своей жизни. А человек с красивой душой совершает только красивые поступки.